О карикатуре, истории и музее

Вспомнив о том, что 8 декабря отмечается День художника, мы решили порадовать читателей чем-то особенным.

А что может быть лучше в эту предновогоднюю пору, чем хорошее настроение? И мы сразу вспомнили о нашем земляке – известном художнике-карикатуристе Максиме Смагине, который хоть и проживает сейчас в Екатеринбурге, но связь с родиной не теряет. Максим удивительнейший человек, с первых секунд общения с ним волна позитива подхватывает тебя, накрывает и несёт, несёт… Что, впрочем, неудивительно, ведь он сам живёт под девизом «ни дня без смеха». И надо отдать должное: шутит и смеётся он заразительно (не зря уральские кавээнщики обрели всенародную славу, есть, видимо, в нас особый ген юмора). Даже первый в стране (!) музей карикатуры появился не где-нибудь, а в Екатеринбурге — и всё благодаря неунывающему художнику Смагину.

В связи со всем этим мы попросили Максима рассказать о себе и поделиться своими новыми рисунками. Он согласился. Итак…

О себе:

  • Родился в селе Кизильском, бывшей станице Оренбургского казачьего войска в 1966 году в последний день весны.
  • Окончил Уральский государственный университет по специальности «историк-архивист».
  • В 2017 году основал в Екатеринбурге музей карикатуры, первый и пока единственный в России.

Честно признаться, в детстве, да и в юности, никогда не думал, что стану профессиональным художником-карикатуристом. Скорее, биологом, журналистом, археологом – но не тем, кем оказался. Хотя выбор жизненного пути, конечно, не случаен, сотни причин сложились в одну, и получилось то, что есть. Умело рисовать в детстве ещё не значит быть художником. Можно блестяще отвечать на уроках литературы, но не стать писателем, можно любить животных, знать биологию «от зубов», определять виды птиц и насекомых «с лёта», но даже не пытаться поступить на биофак… Какое-то время я был абсолютно уверен, что журналистика – это моё всё! И даже работал в газете, и даже поступил на журфак, но почему-то не стал овладевать джентльменским набором журналистских наук. Подумал, что в газету можно прийти, имея историческое образование. Недаром же сказано древними: «История – мать всех наук!». Так что в газету всё же пришел. Вот только не в общественно-политическую, а в юмористическую. Сначала как художник, а потом и как автор. Круг замкнулся?

Наверное, всё-таки профессия выбирает человека, а не наоборот. Способности к рисованию, наличие в доме юмористических журналов, ироничный взгляд на жизнь однажды стали моей профессией. Пути господни неисповедимы, господа.

В отличие от живописцев и графиков, исповедующих академический взгляд на окружающую действительность, карикатурист смотрит на мир иначе. В своём произведении он с разной степенью абсурда сталкивает противоположности, но, в отличие от сюрреалиста, при этом ещё и высекает искру юмора! Когда идею, лежащую в основе карикатуры, удаётся выразить так, что она становится понятна зрителю и вызывает у него бурю положительных эмоций, – это настоящая удача! Ради этого стоит попотеть!Наступает период, когда одного рисования ироничных рисунков становится мало. Это не у всех, конечно. Но у меня на определённом этапе сложилось твёрдое убеждение, что необходимо создать Музей карикатуры. Это то место, где можно познакомиться с этим интереснейшим жанром изобразительного искусства. Признаюсь, существует в мире «Большого искусства» пренебрежительное отношение к карикатуре. Мол, и не искусство это вовсе, так, сиюминутные картинки на злобу дня, не более, которым через неделю-месяц будет грош цена! Некоторые художники, чтобы не «опорочить» себя карикатурным прошлым, прикрываются казуистической терминологией, называя карикатуры «ироничной графикой», «гротескным рисунком». Однако стоит вспомнить, кто был известным карикатуристом и какой вклад он внёс в историю, чтобы понять значение карикатуры: Оноре Домье, Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Кукрыниксы…

Для этого и существует музей. Особенно в наше время, когда карикатура вновь кажется власть имущим чем-то, что способно вырвать у них бразды правления и вызвать брожение в обществе. Увы, мы живём в то время, когда умная и дерзкая карикатура исчезла со станиц газет и журналов. Но я уверен, что она «возродится из пепла», чтобы радовать зрителя весёлым и одновременно умным взглядом на жизнь!

Максим СМАГИН, художник-карикатурист, директор Музея карикатуры, г. Екатеринбург.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments