В Кизильском историко-краеведческом музее проходит экспозиция «Археологические открытия у села Полоцкого»

На выставке представлены археологические находки, обнаруженные экспедицией заповедника в окрестностях Аркаима в 2015-2016 годах (у села Полоцкого) под руководством Ю. С. Макурова и М. Р. Макуровой. Среди них материалы прославившегося на весь мир погребения с выраженным деформированным черепом усопшей. Выставка рассказывает о причинах деформации черепов, о погребенных кочевниках, о племенах, к которым они принадлежали, об их традициях и судьбах. На выставке посетители увидели археологические артефакты (предметы вооружения, керамические сосуды, украшения), антропологические реконструкции мужчин и женщин начала нашей эры. Выставка снабжена доступными текстами и ярким иллюстративным материалом.

«Образ женщины три месяца воссоздавался в Уфе известным ученым Алексеем Нечвалодой (сотрудником Уфимского научного центра Российской академии наук). Результаты превзошли все ожидания: антропологическая реконструкция стала близка живому лицу, – рассказывала на открытии выставки Мария Макурова. – В среде сарматских племён «мода» на деформированные черепа распространяется в позднесарматское время, около 70-80 % населения имели деформированные черепа. Кочевники заимствовали этот обычай у народов Средней и Центральной Азии, где деформации были массово распространены ещё с рубежа эр. Происхождение и широкое распространение этой традиции связаны с особенностями социально-этнической психологии. В её основе – отголосок культа черепов верхнего палеолита, представлений, что в голове заключена определённая магическая сила. Позднее, в сарматской среде, обычай деформирования выполнял функцию сознательного взаимного уподобления людей одной общности. Иными словами, наличие деформированной головы позволяло отнести человека к категории «своих», указать другим, что он принадлежит к определённому союзу племён.

Соглашаться на застывший образ сотрудникам заповедника не хотелось. А европейская методика антропологической реконструкции, где результат исследования заканчивается почти живой скульптурой (из силикона, с фактурой кожи, вживленными волосами и пр.), к сожалению, не по карману ни одному из российских музеев. Даже вспомнить пример Алтайской принцессы – «живая» реконструкция есть, выполнена антропологом Марселем Ниффенеггером, но в Европе, а не в России».

«Ввиду этого Алексей Нечвалода решил подойти к художественному оформлению «аркаимской инопланетянки» иначе.  Он постарался максимально оживить облик этой женщины. В результате, мы видим не просто однотонную статичную статую, а образ пожилой женщины, с морщинами на фактурной поверхности кожи, с определенным цветом лица и глаз, – пояснил руководитель экспедиции Заповедника «Аркаим» Юрий Макуров».

На выставке также представлены черепа людей из могильника кочевников Мандесарка 6. Помимо женщины восстановлены и лица мужчин в виде графических рисунков, и они также представлены на выставке.

Экспозицию сопровождают качественные популярные тексты о том, кто были эти люди, как они жили и как умирали, каковы были судьбы их потомков. Посетители могут увидеть новые находки в отреставрированном виде, в том числе предметы вооружения и сосуды импортного происхождения.

Среди степных просторов Южного Урала можно увидеть молчаливых свидетелей прошлого – курганы кочевников. Археологическое изучение скрытых под ними погребений проливает свет на историю народов древности – их рождение и гибель, хозяйство и быт населения, обычаи и религиозные представления.

  

Особое место среди многообразия археологических древностей Южного Урала занимают курганные могильники с фигурными насыпями – наследие краткого, но яркого периода в истории евразийских номадов – IIIV вв. н. э. Кому они принадлежали? Последним сарматам? Первым гуннам? Откуда они появились и почему так внезапно исчезли?

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии