Мы вместе – пусть и разные

Южноуральские журналисты обсудили, как соблюсти этику при написании статей на тему межнациональных проблем.

Будем добрыми соседями

Спроси у любого жителя Урала – как люди разных национальностей взаимодействуют на вашей территории? Наверняка пожмёт плечами и ответит: «Нормально». И это при том, что Урал, как и в среднем Россия, – край многонациональный, здесь живут порядка 160 народностей. Как-то притёрлись, при­выкли, перемешались. Празднуем и Пасху, и Курбан-байрам, готовим и борщ, и бишбар­мак. Ярче и интереснее живём даже. Что тут обсуждать-то?

Но темы для разговора есть. Взять недав­ние события во Франции – массовые бес­порядки по стране прокатились после убий­ства полицейским подростка алжирского происхождения. Неделю назад в Стокгольме иммигрант из Ирака публично сжёг Коран (с разрешения шведской полиции). Здравые люди во всём мире, даже не мусульмане, этот поступок осудили, в том числе прези­дент России Владимир Путин.

Или взять нашу страну. Уже всем ясно, что без трудовых мигрантов России не обойтись. Так, за первую декаду 2023 года к нам при­ехали 1,3 млн человек, в основном из Узбе­кистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Казахстана. Многие из них здесь закрепля­ются, рожают, водят ребятишек в местные садики и школы… При этом в наших семьях редко бывает больше двух детей. И эта тен­денция в ближайшие годы сохранится. Зна­чит, что нам остаётся делать? Правильно, добрососедствовать.

Об этом и многом другом обычно и го­ворят на занятиях «Школы этнокультурной журналистики» – проект с таким названи­ем реализует при поддержке Фонда прези­дентских грантов Союз журналистов Челя­бинской области. Нет ли перекоса на наших страницах в сторону той или иной народно­сти? А если человек совершил преступле­ние, надо ли называть его национальность? И как вообще идентифицировать человека, если папа у него – русский, дед по матери – немец, а его жена украинка?..

Очередное такое занятие прошло в пят­ницу в Верхнеуральске, и мы приняли в нём участие. В целом о проекте и его значении рассказала председатель Союза журнали­стов Светлана Зайцева. Интересную лекцию прочла преподаватель ЮУрГУ, доктор поли­тических наук Наталья Балынская. Кстати, по национальности её отец башкир, мама русская, при этом Наталья Ринатовна – кре­щёная. Межэтнические браки у нас давно никого не удивляют.

Она рассказала об этнических конфликтах, о том, как аккуратно, соблюдая этику, пре­подносить подобные темы, чтобы не обидеть читателя. А то, что такие кон­фликты случаются, не секрет – в мае, например, в челябинском парке после ссоры с неформалами зарезали 17-лет­него уроженца Азербайджана, вырос­шего на Урале. И такие случаи, увы, не единичны.

В случае спорных моментов, когда мы можем сомневаться, как подать «щекотливую» тему, Наталья Ринатов­на позволила напрямую, через соцсети, обращаться к ней. Она поможет, подска­жет. И подчеркнула следующее: особен­ности национальной политики в каждой стране свои, но российский подход, пожалуй, самый верный, хотя и очень непростой. Страна пытается сохранить каждый народ, населяющий Россию, даже самый малочисленный. Ни один не должен чувствовать себя ущемлённым – у каждого должно быть право изучать свой язык, религию, культуру. Пример такой работы можно увидеть в Магнитогорске, где давно функционирует Дом дружбы народов. Такова в целом задача национально-культур­ных центров – объединяя представителей раз­ных национальностей, подчёркивать их инди­видуальность и уникальность.

Сильна купеческая жилка

После серьёзного разговора на «этноте­мы» мы перешли к Верхнеуральску, при­нявшему журналистов со всей области. Это один из самых старых городов региона, и познакомиться с его историей, людьми, традициями, конечно, хотелось. Начали с музея, продолжили улицами города, за­кончили сыроварней (но о ней – в другой раз).

История города начинается в марте 1735 года, когда на слиянии рек Яик и Урляда была построена Верхнеяицкая пристань. Городом же и уездным центром Верхнеу­ральск стал в 1782 году.

Жителей здесь всегда было немного, пик в 20 веке пришёлся на 1913 год – 17 400 человек. В 18-19 веках город бурно разви­вался как центр торговли на Южном Урале – через него проходили многочисленные караваны из Средней Азии в европейскую часть России. И купеческая жилка в по­томках оказалась сильна – по количеству торговых точек на душу населения Верхне­уральск даст фору мегаполисам.

До революции он был одним из центров Оренбургского казачьего войска (здесь располагалось управление 2-м военным отделом).

Поэтому выступавший перед нами каза­чий полковник Александр Егоров, замести­тель атамана Оренбургского войскового казачьего общества, назвал Верхнеуральск столицей казачества. «Ни один военный конфликт не обходился без нашего уча­стия, и слова «долг Родине» никогда не были для нас пустым звуком», — сказал он.

Вклад в Победу делают и сейчас – ка­зачье сообщество собирает и отвозит гу­манитарные грузы в зону СВО, прямо на передовую. Правда, в сборах гуманитарки участвуют многие, не только они, и полков­ник от души поблагодарил за это и журна­листов, и в целом жителей области.

Его сменил на сцене вокальный ансамбль «Забава» из хутора «Ложкинский», руково­дит которым Светлана Кожевникова. Она рассказала: петь они любят всей семьёй, к казачьим песням пришли не сразу, но на­всегда – именно те легли на душу. Помимо неё самой, в коллективе муж, две дочери, двоюродная сестра. Одна из дочерей, Улья­на, освоила фланкировку – умение владеть казачьей шашкой. Видеть оружие в девичьих руках немного странно, но казачьи жёны, по словам историков, умели многое из того, что умели их мужья, – и верхом скакать, и из ружья стрелять, и владеть холодным оружием.

В 2021 году в России отметили 30-летие возрождения казачества, в связи с этим хранителей казачьей культуры из «Заба­вы» наградили именными медалями «30 лет возрождения Оренбургского казачьего войска». И часто приглашают в школы, на какие-либо фестивали – интерес к каза­чьей культуре сегодня высок.

Все эти встречи проходили в местном краеведческом музее, где есть зал, посвя­щённый издательскому делу. Оказывает­ся, на рубеже XIX–XX веков Верхнеуральск был центром типографской деятельности. Первая типография открылась в 1886 году, следом появилось ещё несколько. Здесь печатались газеты, листовки, рекламная продукция, книги, распространявшиеся затем далеко за пределы Урала. Одним из видных владельцев типографии в Верхнеу­ральске с 1905 года стал Моисей Неизвест­нов, дед знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Благодаря этой семейной связи в 2003 году в музее Верхнеуральска состоялась персональная выставка скуль­птора – вторая в России после Москвы. Музей хранит автографы скульптора и се­мейные фотографии Неизвестных.

Здесь, в окружении полиграфических машин, Светлана Зайцева вручила член­ский билет Союза журналистов России корреспонденту газеты «Златоустовский рабочий».

Музей под открытым небом

Мимо музея проехать трудно – он на­ходится в доме, выкрашенном в ярко-ро­зовый цвет, с висящей табличкой «Объект культурного наследия». И таких строений здесь много: как написано на сайте музея, сейчас в Верхнеуральске 51 объект куль­турного наследия.

— Просто музей под открытым небом, — прокомментировал наш гид, экскурсовод Артём Фурцев.

В пору расцвета торговли свои красивые дома здесь строили купцы Гогин (привет Кизилу!), Рытов, братья Голубевы, Рамее­вы, Куликов, Устинов… Последнему и при­надлежало здание, в котором сейчас рас­полагается музей. Кстати, нынешним вла­дельцам-арендаторам этих строений осо­бый статус больше мешает, чем помогает, ведь любой мало-мальский ремонт нужно согласовывать с вышестоящими инстанци­ями: сам вмешиваться не имеешь права.

 

Перед музеем находится ещё одна мест­ная достопримечательность – большая стопудовая гиря с приободряющей над­писью: «Всё будет 100 пудово!». История её появления любопытна: необычный па­мятник появился в городе в 2009 году (к 275-летнему юбилею), но поначалу пред­ставлял собой копилку, весящую 400 кг. Если её всю наполнить монетами, она бы и весила сто пудов – то есть 1638 кило­граммов. Увы, спустя два года её разбили вандалы, забрав все деньги. И тогда завод «Титан», подаривший гирю, сделал взамен прежней монолитную, весом как раз в сто пудов. На постамент её поднимали 26 че­ловек. Попробуй разбить теперь!

Когда-то Верхнеуральск был богат на церкви, но все, кроме одной, в лихие годы уничтожили. На Свято-Никольский храм не хватило взрывчатки (стены здесь в метр толщиной).

Экскурсовод показал дом, построенный из брёвен разрушенной церкви – он стоит напротив второго здания музея, бывшего «Народного дома». На вопрос, как сложи­лась судьба его обитателей, Артём ответил: пожалуй, что не очень хорошо. В его сте­нах жили две сестры, замуж они не вышли, детей не родили. Так и прожили всю жизнь вдвоём. А может, были этим счастливы? Как знать…

В уцелевшем соборе когда-то отстоял службу последний будущий император Ни­колай II. О богатой истории храма рассказал отец Алексей, самые отважные вслед за звонарём Александром поднялись на ко­локольню, откуда открываются чудесные виды на город. Под музыкальное сопрово­ждение малых и больших колоколов атмос­фера этих мест чувствуется по-особенному.

 

Парень рассказал: он единственный зво­нарь в районе, дело своё любит, к нынеш­нему уровню шёл долго и кропотливо. Ведь колокольный звон только кажется простым, на самом деле он требует от человека хоро­шей координации движений: когда левая рука делает одно, правая в это время – дру­гое. «На некоторых церквях звонарей заме­няют электроникой. Мы, конечно, против механизмов. Ведь звонарь – больше про состояние души, чем про специальность», — рассказал он. И позволил нам подыграть ему.

— А вон там, вдалеке, гора Извоз, — показал с высоты Александр. — И на ней есть надпись «Ленин». Отсюда прочитать трудно, видны лишь очертания.

В самом деле: более тёмные на фоне других деревьев ели складывались во всем знакомое слово. Разглядеть его легче с ква­дрокоптера, на спутниковых снимках. На­следие 1970-х годов, на которые пришёлся бум высадки из деревьев всевозможных надписей и дат. Противоречивая история страны во всей красе.

 

Патриаршим местоблюстителем в Верхне­уральске когда-то был митрополит Крутиц­кий, которого замучили в Верхнеуральской тюрьме в 1937 году. На её территории полто­ра года назад установили поклонный крест.

Этой тюрьме, единственной на весь Юж­ный Урал, в музее посвящён целый зал. Не­удивительно: во-первых, она старая, а значит, с богатой историей, во-вторых, сегодня это заведение является головным – здесь рабо­тают триста жителей Верхнеуральска, больше нет ни в одной организации. А вот узников, то есть людей, совершивших тяжкие престу­пления, здесь сегодня немного – числом чуть больше персонала. Ну и слава богу.

Конечно, любая тюрьма есть не что иное как дом страданий и трагических противо­речий. Но как бы ни было, такие учреж­дения всегда вы­зывают у людей по­вышенный интерес. Ведь они полны тайн и загадок… Напри­мер, лет пять назад в одной из камер наш­ли брошюрки троц­кистов-ленинистов, в которых они излагали взгляды на буду­щее устройство советского государства. Надеялись пожить в нём, но большин­ство так и сгинуло в лагерях.

Одним из последних объектов, кото­рый осмотрела группа журналистов, стал редут «Верхнеуральский», найденный не так давно в полста метрах от шоссе, ве­дущего из города в посёлок Карагайский. Теперь это тоже объект культурного на­следия, о чём информирует установлен­ный буквально на днях стенд. Такой же редут был когда-то на месте Сыртинки и Грязнушинска.

Посмотришь со стороны – просто хол­мы. Догадаться, что это земляное укре­пление «сомкнутого вида», которое было выстроено против врагов, непро­сто. Вот и не догадывались люди десятки лет, ходили мимо.

А вдруг и мы не догадываемся и просто не видим?..

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 20 веке в Верхнеуральской тюрьме отбы­вали срок соратники Ленина Григорий Зи­новьев и Лев Каменев, знаменитая советская артистка Лидия Русланова и др. А вот Фанни Каплан не было: её расстреляли на третий день после покушения на Ленина. Здесь же скончалась в 1953 году двоюродная сестра Гитлера Мария Коппенштайнер.

В музее стоит стол с макетами верхнеураль­ских церквей. Создал их житель Магнито­горска Геннадий Малышев… по фотографиям. А использовал для этого фанеру, картон, пе­нопласт, проволоку, краски и другие подруч­ные материалы. С этой уникальной работой он даже участвовал в популярной передаче «Сам себе режиссёр».

Настоящим украшением музея также яв­ляется самовар на 50 (!) литров, когда-то стоявший на местном ликёроводочном заво­де. Изготовленный в далеком 1920 году, он до сих пор используется во время городских и районных праздников.

Альбина ИШМУРАТОВА, корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии