Южноуральские журналисты обсудили, как соблюсти этику при написании статей на тему межнациональных проблем.
Будем добрыми соседями
Спроси у любого жителя Урала – как люди разных национальностей взаимодействуют на вашей территории? Наверняка пожмёт плечами и ответит: «Нормально». И это при том, что Урал, как и в среднем Россия, – край многонациональный, здесь живут порядка 160 народностей. Как-то притёрлись, привыкли, перемешались. Празднуем и Пасху, и Курбан-байрам, готовим и борщ, и бишбармак. Ярче и интереснее живём даже. Что тут обсуждать-то?
Но темы для разговора есть. Взять недавние события во Франции – массовые беспорядки по стране прокатились после убийства полицейским подростка алжирского происхождения. Неделю назад в Стокгольме иммигрант из Ирака публично сжёг Коран (с разрешения шведской полиции). Здравые люди во всём мире, даже не мусульмане, этот поступок осудили, в том числе президент России Владимир Путин.
Или взять нашу страну. Уже всем ясно, что без трудовых мигрантов России не обойтись. Так, за первую декаду 2023 года к нам приехали 1,3 млн человек, в основном из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Казахстана. Многие из них здесь закрепляются, рожают, водят ребятишек в местные садики и школы… При этом в наших семьях редко бывает больше двух детей. И эта тенденция в ближайшие годы сохранится. Значит, что нам остаётся делать? Правильно, добрососедствовать.
Об этом и многом другом обычно и говорят на занятиях «Школы этнокультурной журналистики» – проект с таким названием реализует при поддержке Фонда президентских грантов Союз журналистов Челябинской области. Нет ли перекоса на наших страницах в сторону той или иной народности? А если человек совершил преступление, надо ли называть его национальность? И как вообще идентифицировать человека, если папа у него – русский, дед по матери – немец, а его жена украинка?..
Очередное такое занятие прошло в пятницу в Верхнеуральске, и мы приняли в нём участие. В целом о проекте и его значении рассказала председатель Союза журналистов Светлана Зайцева. Интересную лекцию прочла преподаватель ЮУрГУ, доктор политических наук Наталья Балынская. Кстати, по национальности её отец башкир, мама русская, при этом Наталья Ринатовна – крещёная. Межэтнические браки у нас давно никого не удивляют.
Она рассказала об этнических конфликтах, о том, как аккуратно, соблюдая этику, преподносить подобные темы, чтобы не обидеть читателя. А то, что такие конфликты случаются, не секрет – в мае, например, в челябинском парке после ссоры с неформалами зарезали 17-летнего уроженца Азербайджана, выросшего на Урале. И такие случаи, увы, не единичны.
В случае спорных моментов, когда мы можем сомневаться, как подать «щекотливую» тему, Наталья Ринатовна позволила напрямую, через соцсети, обращаться к ней. Она поможет, подскажет. И подчеркнула следующее: особенности национальной политики в каждой стране свои, но российский подход, пожалуй, самый верный, хотя и очень непростой. Страна пытается сохранить каждый народ, населяющий Россию, даже самый малочисленный. Ни один не должен чувствовать себя ущемлённым – у каждого должно быть право изучать свой язык, религию, культуру. Пример такой работы можно увидеть в Магнитогорске, где давно функционирует Дом дружбы народов. Такова в целом задача национально-культурных центров – объединяя представителей разных национальностей, подчёркивать их индивидуальность и уникальность.
Сильна купеческая жилка
После серьёзного разговора на «этнотемы» мы перешли к Верхнеуральску, принявшему журналистов со всей области. Это один из самых старых городов региона, и познакомиться с его историей, людьми, традициями, конечно, хотелось. Начали с музея, продолжили улицами города, закончили сыроварней (но о ней – в другой раз).
История города начинается в марте 1735 года, когда на слиянии рек Яик и Урляда была построена Верхнеяицкая пристань. Городом же и уездным центром Верхнеуральск стал в 1782 году.
Жителей здесь всегда было немного, пик в 20 веке пришёлся на 1913 год – 17 400 человек. В 18-19 веках город бурно развивался как центр торговли на Южном Урале – через него проходили многочисленные караваны из Средней Азии в европейскую часть России. И купеческая жилка в потомках оказалась сильна – по количеству торговых точек на душу населения Верхнеуральск даст фору мегаполисам.
До революции он был одним из центров Оренбургского казачьего войска (здесь располагалось управление 2-м военным отделом).
Поэтому выступавший перед нами казачий полковник Александр Егоров, заместитель атамана Оренбургского войскового казачьего общества, назвал Верхнеуральск столицей казачества. «Ни один военный конфликт не обходился без нашего участия, и слова «долг Родине» никогда не были для нас пустым звуком», — сказал он.
Вклад в Победу делают и сейчас – казачье сообщество собирает и отвозит гуманитарные грузы в зону СВО, прямо на передовую. Правда, в сборах гуманитарки участвуют многие, не только они, и полковник от души поблагодарил за это и журналистов, и в целом жителей области.
Его сменил на сцене вокальный ансамбль «Забава» из хутора «Ложкинский», руководит которым Светлана Кожевникова. Она рассказала: петь они любят всей семьёй, к казачьим песням пришли не сразу, но навсегда – именно те легли на душу. Помимо неё самой, в коллективе муж, две дочери, двоюродная сестра. Одна из дочерей, Ульяна, освоила фланкировку – умение владеть казачьей шашкой. Видеть оружие в девичьих руках немного странно, но казачьи жёны, по словам историков, умели многое из того, что умели их мужья, – и верхом скакать, и из ружья стрелять, и владеть холодным оружием.
В 2021 году в России отметили 30-летие возрождения казачества, в связи с этим хранителей казачьей культуры из «Забавы» наградили именными медалями «30 лет возрождения Оренбургского казачьего войска». И часто приглашают в школы, на какие-либо фестивали – интерес к казачьей культуре сегодня высок.
Все эти встречи проходили в местном краеведческом музее, где есть зал, посвящённый издательскому делу. Оказывается, на рубеже XIX–XX веков Верхнеуральск был центром типографской деятельности. Первая типография открылась в 1886 году, следом появилось ещё несколько. Здесь печатались газеты, листовки, рекламная продукция, книги, распространявшиеся затем далеко за пределы Урала. Одним из видных владельцев типографии в Верхнеуральске с 1905 года стал Моисей Неизвестнов, дед знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Благодаря этой семейной связи в 2003 году в музее Верхнеуральска состоялась персональная выставка скульптора – вторая в России после Москвы. Музей хранит автографы скульптора и семейные фотографии Неизвестных.
Здесь, в окружении полиграфических машин, Светлана Зайцева вручила членский билет Союза журналистов России корреспонденту газеты «Златоустовский рабочий».
Музей под открытым небом
Мимо музея проехать трудно – он находится в доме, выкрашенном в ярко-розовый цвет, с висящей табличкой «Объект культурного наследия». И таких строений здесь много: как написано на сайте музея, сейчас в Верхнеуральске 51 объект культурного наследия.
— Просто музей под открытым небом, — прокомментировал наш гид, экскурсовод Артём Фурцев.
В пору расцвета торговли свои красивые дома здесь строили купцы Гогин (привет Кизилу!), Рытов, братья Голубевы, Рамеевы, Куликов, Устинов… Последнему и принадлежало здание, в котором сейчас располагается музей. Кстати, нынешним владельцам-арендаторам этих строений особый статус больше мешает, чем помогает, ведь любой мало-мальский ремонт нужно согласовывать с вышестоящими инстанциями: сам вмешиваться не имеешь права.
Перед музеем находится ещё одна местная достопримечательность – большая стопудовая гиря с приободряющей надписью: «Всё будет 100 пудово!». История её появления любопытна: необычный памятник появился в городе в 2009 году (к 275-летнему юбилею), но поначалу представлял собой копилку, весящую 400 кг. Если её всю наполнить монетами, она бы и весила сто пудов – то есть 1638 килограммов. Увы, спустя два года её разбили вандалы, забрав все деньги. И тогда завод «Титан», подаривший гирю, сделал взамен прежней монолитную, весом как раз в сто пудов. На постамент её поднимали 26 человек. Попробуй разбить теперь!
Когда-то Верхнеуральск был богат на церкви, но все, кроме одной, в лихие годы уничтожили. На Свято-Никольский храм не хватило взрывчатки (стены здесь в метр толщиной).
Экскурсовод показал дом, построенный из брёвен разрушенной церкви – он стоит напротив второго здания музея, бывшего «Народного дома». На вопрос, как сложилась судьба его обитателей, Артём ответил: пожалуй, что не очень хорошо. В его стенах жили две сестры, замуж они не вышли, детей не родили. Так и прожили всю жизнь вдвоём. А может, были этим счастливы? Как знать…
В уцелевшем соборе когда-то отстоял службу последний будущий император Николай II. О богатой истории храма рассказал отец Алексей, самые отважные вслед за звонарём Александром поднялись на колокольню, откуда открываются чудесные виды на город. Под музыкальное сопровождение малых и больших колоколов атмосфера этих мест чувствуется по-особенному.
Парень рассказал: он единственный звонарь в районе, дело своё любит, к нынешнему уровню шёл долго и кропотливо. Ведь колокольный звон только кажется простым, на самом деле он требует от человека хорошей координации движений: когда левая рука делает одно, правая в это время – другое. «На некоторых церквях звонарей заменяют электроникой. Мы, конечно, против механизмов. Ведь звонарь – больше про состояние души, чем про специальность», — рассказал он. И позволил нам подыграть ему.
— А вон там, вдалеке, гора Извоз, — показал с высоты Александр. — И на ней есть надпись «Ленин». Отсюда прочитать трудно, видны лишь очертания.
В самом деле: более тёмные на фоне других деревьев ели складывались во всем знакомое слово. Разглядеть его легче с квадрокоптера, на спутниковых снимках. Наследие 1970-х годов, на которые пришёлся бум высадки из деревьев всевозможных надписей и дат. Противоречивая история страны во всей красе.
Патриаршим местоблюстителем в Верхнеуральске когда-то был митрополит Крутицкий, которого замучили в Верхнеуральской тюрьме в 1937 году. На её территории полтора года назад установили поклонный крест.
Этой тюрьме, единственной на весь Южный Урал, в музее посвящён целый зал. Неудивительно: во-первых, она старая, а значит, с богатой историей, во-вторых, сегодня это заведение является головным – здесь работают триста жителей Верхнеуральска, больше нет ни в одной организации. А вот узников, то есть людей, совершивших тяжкие преступления, здесь сегодня немного – числом чуть больше персонала. Ну и слава богу.
Конечно, любая тюрьма есть не что иное как дом страданий и трагических противоречий. Но как бы ни было, такие учреждения всегда вызывают у людей повышенный интерес. Ведь они полны тайн и загадок… Например, лет пять назад в одной из камер нашли брошюрки троцкистов-ленинистов, в которых они излагали взгляды на будущее устройство советского государства. Надеялись пожить в нём, но большинство так и сгинуло в лагерях.
Одним из последних объектов, который осмотрела группа журналистов, стал редут «Верхнеуральский», найденный не так давно в полста метрах от шоссе, ведущего из города в посёлок Карагайский. Теперь это тоже объект культурного наследия, о чём информирует установленный буквально на днях стенд. Такой же редут был когда-то на месте Сыртинки и Грязнушинска.
Посмотришь со стороны – просто холмы. Догадаться, что это земляное укрепление «сомкнутого вида», которое было выстроено против врагов, непросто. Вот и не догадывались люди десятки лет, ходили мимо.
А вдруг и мы не догадываемся и просто не видим?..
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 20 веке в Верхнеуральской тюрьме отбывали срок соратники Ленина Григорий Зиновьев и Лев Каменев, знаменитая советская артистка Лидия Русланова и др. А вот Фанни Каплан не было: её расстреляли на третий день после покушения на Ленина. Здесь же скончалась в 1953 году двоюродная сестра Гитлера Мария Коппенштайнер.
В музее стоит стол с макетами верхнеуральских церквей. Создал их житель Магнитогорска Геннадий Малышев… по фотографиям. А использовал для этого фанеру, картон, пенопласт, проволоку, краски и другие подручные материалы. С этой уникальной работой он даже участвовал в популярной передаче «Сам себе режиссёр».
Настоящим украшением музея также является самовар на 50 (!) литров, когда-то стоявший на местном ликёроводочном заводе. Изготовленный в далеком 1920 году, он до сих пор используется во время городских и районных праздников.
Альбина ИШМУРАТОВА, корреспондент, фото автора.