Кизильский отдел образования, как и сфера здравоохранения, как и район в целом, отмечает в этом году своё столетие.
Начало народному образованию в Кизильском районе было положено в 1819 году Указом Российского императора Александра I, который учредил в Оренбургском казачьем войске станичные школы с ланкастерской системой обучения, популярной в то время в России.
В чём тут суть? Объясняем. В XVIII веке на Западе, а затем и в России, началась промышленная революция: всё шире стало распространяться фабрично-заводское производство, люди из деревень устремлялись в города, становясь рабочими.
Вместе с индустриальным хозяйством стало развиваться и образование. В новом мире оно приобретало всё бОльшую ценность: чтобы стать квалифицированным рабочим, простого знания своего ремесла было уже недостаточно – требовалась хотя бы элементарная грамотность. О необходимости массового образования в это время твердили и интеллектуалы-просветители, считавшие, что разум и справедливость возможны только там, где доступ к знаниям есть у каждого. Они популяризировали педагогические идеи.
Но на пути к массовому образованию имелось одно большое препятствие: чтобы организовать его в кратчайшие сроки, не хватало учителей. Решением этой проблемы стало ученическое наставничество.
Суть подхода была проста: учителя обучают старших или наиболее способных учеников, а те, в свою очередь, по рекомендациям учителей занимаются с остальными детьми. Идея была в принципе не новой: аналоги взаимного обучения были известны ещё с древнейших времён.
Но и к концу 19 века неграмотность в России была вопиющей. Из 126 млн зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотной оказалась только пятая часть населения.
За двадцать лет, прошедших после первой переписи (1897 год), этот уровень почти не изменился: 73% населения страны старше 9 лет было неграмотно. В этом деле Россия была последней среди европейских держав.
Но вернёмся к нашему району. Итак, как говорят архивные данные, Кизильский районный отдел народного образования был создан в феврале 1924 года. Это был Отдел народного образования Кизильского районного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. (Напомним про ещё один момент: победившая в октябре 1917 года партия большевиков приступила к реализации программы по ликвидации безграмотности («ликбез»), то есть массовому обучению грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу. Это был самый масштабный социальный и образовательный проект во всей истории России, который длился с 1919 года до начала 1940-х.)
К 1930 году на территории района функционировали 30 школ, из них три были неполными средними, а 27 – начальными. К 1952 году одна школа была средней, 11 – восьмилетними и 36 – начальными. К 1988 году в районе было уже девять средних школ, 8 восьмилетних и 31 оставалась начальной.
Все восьмилетние были преобразованы в девятилетние неполные средние школы в 1990 году, а спустя пять лет получили статус школ основного общего образования.
…В истории небольшого сельского отдела образования из далёкой уральской глубинки ярко и наглядно отразились бурные исторические события всей огромной страны. Подтверждение этому – старые, пожелтевшие книги приказов, сохранившиеся в отделе с 1934 года, и чёрно-белые фотографии работников образования, представленные Кизильским историко-краеведческим музеем.
Судя по фамилиям, в непростые тридцатые годы заведующими РОНО (так кратко называлось учреждение) ставились ответственные работники, назначаемые областным отделом ВКПб. Но встречались и местные активисты, причём меняли их очень часто. За неполные два года, например, с 1934-го по 1936-й, на посту заведующего РОНО сменились четыре человека – Боровинский, Воронцов, Бородулин и Токарев. Чем это было вызвано, теперь и не скажешь.
В приказах тех далёких лет освещаются те же проблемы, что и сейчас: ремонт школ, инспекторские проверки, разрешение конфликтов в педагогических коллективах… А читаются они как занимательная книжка по истории!
В каждом населённом пункте тогда была начальная школа, а детей в них училось намного больше, чем сейчас, ведь семьи в основном были многодетные. Учителями были в основном мужчины, имеющие начальное или основное (семилетнее) образование. Грозя увольнениями, РОНО издавало приказы о получении ими учительского образования.
В годы Великой Отечественной войны на Урал хлынули эшелоны эвакуированных из западных оккупированных областей страны. Так, в 1942-1944 годах РОНО возглавляли эвакуированные Д. Доброгорский и С.Е. Пестриков. Многие из переселённых педагогов имели высшее образование, полученное в столичных учебных заведениях, что было для наших краёв большой редкостью.
В 1944 году, по мере освобождения страны от фашистов, эвакуированных отправляли домой восстанавливать довоенную жизнь. А Кизильский отдел народного образования продолжал решать множество проблем, связанных с организацией системы образования в районе, и растил собственные кадры. Так, после пришлых заведующих работали новые из местных – В.И. Зайцева, затем Пятковская.
В послевоенные годы, вплоть до 1977-го, заведующими отделом народного образования назначали исключительно мужчин: это были М.В. Хашов, С.И. Сошников, И.Г. Курбатов, В.А. Малинин, А.В. Павлов, Н.С. Стариков, В.П. Мальцев. Была среди них только одна женщина – Ева Максимовна Шнайдер, которая возглавила РОНО в 1952 году.
В сороковые и пятидесятые годы прошлого века отдел народного образования размещался в небольшом здании на месте Кизильской школы №1, затем в одном из четырёх небольших домов по улице Колхозной. Рядом с РОНО стояли домишки, в которых жили учителя, в том числе эвакуированные, а позднее и вновь прибывшие в район по распределению из вузов.
Начиная с 1978 года, систему образования района начинают возглавлять женщины. Так, с 1978 по 1981 год в этой должности работала Людмила Яковлевн Безрукая. После неё на протяжении десяти лет отдел возглавляла Любовь Павловна Николенко. Это было очень благоприятное время для сферы образования в целом: в сёлах активно строились новые школы, в район ежегодно приезжали до тридцати молодых педагогов.
Методический кабинет состоял тогда из шести методических работников, разветвлённой была инспекторская служба. Так, почти тридцать лет проработала инспектором, а затем специалистом по дошкольному образованию Валентина Георгиевна Мулик.
В 1991 году Любовь Павловну перевели в администрацию района на должность заместителя главы по социальным вопросам.
В непростые 1990-е (до 2002 года) отделом заведовала Любовь Геннадьевна Смелова. В эти годы проводились многочисленные курсы повышения квалификации, семинары, конференции, педагогические чтения. Частыми были визиты учёных. Всё это сыграло положительную роль в поднятии престижа отдела образования. Позднее Любовь Геннадьевна на протяжении многих лет руководила Кизильской школой №2.
Непродолжительное время в 1980-2000-е годы отделом образования руководили: Светлана Александровна Онкель, Алевтина Васильевна Кожевникова, Антонина Сергеевна Афанасьева, Ольга Николаевна Туголукова, Марина Николаевна Фролова, Николай Петрович Сергеев, Людмила Анатольевна Гришаева, Анара Миргабиловна Жаркеева.
В мае 1994-го Кизильский районный отдел народного образования был переименован в Кизильский районный отдел образования; в 2000-м он стал муниципальным районным отделом, а в 2011 году – муниципальным учреждением «Кизильский районный одел образования». Под этим названием мы его и знаем.
В 2017 году на должность начальника районного отдела образования была назначена Марина Николаевна Фёдорова (Матвеева), которая работает по сей день.
Продолжение темы – в следующих номерах.
Нина ТИШИНА,
корреспондент, фото из архива Кизильского музея.