Яйцекатание по-липецки

Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

Подходит к концу Масленичная неделя, на протяжении которой мы лакомились блинами и ходили в гости. Правда, зима напоследок решила показать свой норов и «включила» минусовой режим. Небо вновь побледнело, в прорехи посыпался снег… Но уже завтра-послезавтра мы проводим проказницу народным гулянием, сожжём чучело и будем наслаждаться теплом. Кто-то вступит в пору ограничений Великого поста (целых 7 недель!), после чего наступит Пасха, главный праздник православного календаря.
И тут – маленькое прозаическое отступление. А яйца в магазинах не подешевели? Ведь, что ни говори, а все праздники (особенно такие, как Масленица и Пасха) хлебосольны, разгульны, щедры. Популярный рецепт блина: «возьмите литр молока и 5 яиц…». А сколько тех блинов за неделю напечёшь?
На Пасху того пуще: каждая хозяйка купит десятка три, не меньше. Покрасить, освятить в храме, пожертвовав парочку на общий стол, угостить знакомых, раздать ребятишкам, что начинают с утра христосоваться, бегая по соседям… Наконец самим поесть.
Но цены, увы, не радуют. Так, Росстат сообщает, что с 27 февраля по 4 марта яйца подешевели на 0,7%, а с начала года их стоимость упала на 3%. Погоды эти три процента точно не сделали…

***

Согласно Большому словарю русских поговорок, популярный в народе ответ на вопрос «что делаешь?» – «яйца катаю» означает «бездельничать, лениться, шататься без дела». И после поездки в Липецкую область, где я в прямом смысле слова катала яйца, догадываюсь, откуда оно пошло.
Во-первых, заметим, что с сегодняшними ценами на яйца такой обычай вряд ли бы прижился. Но появился он давно (когда именно – неизвестно), когда продукт был не покупным, а домашним, только из-под курицы. Символически же яйцо обозначает камень, который скатывается с гроба Господня перед воскресением Христа.
Во-вторых, сыграть в эту милую старославянскую игру можно и сегодня, если попасть в село Сырское, что находится в семи километрах от Липецка. Местным клубом здесь заведует средних лет мужчина, известный ценитель старины Николай Поленников, с которым мы познакомились во время журналистского пресс-тура по липецкой земле.
Незадолго до этого Николай Михайлович соорудил большой круглый стол с приподнятыми бортиками, с нарядной надписью по центру «Светлая Пасха Христова!». Мы, приглашённые сыграть, встали вокруг столешницы, каждый получил по выкрашенному в луковой шелухе яичку с орнаментом. Его следовало опустить в жёлоб, приделанный к столу. Выкатившись на ровную площадку, яичко катилось какое-то время и останавливалось. Если успевало по дороге задеть «товарищей», то владелец яйца получал право забрать и свой трофей, и чужой. Если не задевало – ход переходил к другому игроку. Кто победитель, понятно, да? У кого больше яиц. Незатейливо, в общем, но весело, мы даже вошли в азарт. Подбадривали, покрикивали – мол, давай-давай, яйцо, я в тебя верю! Трофеи потом съели, продукт полезный, да и обед был ещё не скоро.
— Похоже на бильярд, только без кия, — заметил один из главредов.
Впрочем, игра эта вариативная, так что стол необязателен. Чаще катали яйца на Красную горку, спустя неделю после Пасхи, связывая праздник с обновлением, рождением, вступлением весны в свои права. Холмы и пригорки, которые покрывались первой нежной травкой, называли красными, то есть красивыми, нарядными.
Происходило это так: все желающие вставали на пригорок и скатывали яйца, выкрашенные (чаще) в красный цвет. Считалось, что тот, у кого яйцо скатилось дальше других и не разбилось, будет здоров и счастлив целый год.
За воссозданную игру «Катание яиц на Красную горку» Сырской Дом культуры получил в 2023 году сертификат – её признали нематериальным культурным наследием народов Липецкой области.

***

После «яичной битвы» следовало время «модного приговора». Оказалось, что в небольшом сельском клубе есть музей, где собрана не только старинная домашняя утварь и всякие редкие вещицы, но и коллекция романовских костюмов и стеклянных бус.
Что такое романовский костюм? Его носили в кусте сёл, расположенных неподалёку от Сырского и когда-то принадлежавших боярину Романову. Женский комплект состоял из рубахи, юбки, фартука, головного убора, подшейника и украшений – стеклянных бус. Только представьте – цвета все сочные, яркие, оборки из рюша… Такую женщину разве не заметишь? Завидев знакомый наряд, липчане тыкали: «Вон романушки идут!».
На зиму костюм дополнялся стёганой корсеткой из чёрного бархата, которая считалась признаком богатства.
Николай Михайлович собрал уже десятки романовских костюмов и порой взмахом волшебника открывает старинный сундук, чтобы предложить в них облачиться. Женская половина главных редакторов челябинских изданий, взвизгнув, бросилась примерять юбки в пол и расшитые бисером наголовники, а вот мне больше понравились бусы – точь-в-точь ёлочные гирлянды! Их надевали тугими рядами на кофту с рюшами: ряд за рядом, многослойно, чем больше, тем лучше. Сами нити довольно лёгкие, иначе б как их носить? Я приложила к красной куртке – ох, нарядно! Правда, чёрно-белое фото на стене убеждало, что до образа я не дотягиваю, но жадной до бус оказалась не я одна – их растащили по углам для фотосессий. При ходьбе они тихонько звякнули, будто напомнили о сущности. Мол, спину-то выпрями. Женщина ты или кто?

***

Но романовским называют не только местный костюм, но и игрушку. О ней тоже стоит рассказать – наряду с кружевными вещицами (о мастерстве местных кружевниц я писала в №38 за 2023 г.) такие игрушки в качестве сувенира увозят домой чаще всего.
Итак, традиционный русский промысел сформировался в селе Романово в начале ХIХ века. Впрочем, глиняные игрушки делали тогда повсеместно – почти в каждой губернии. Но при этом они отличались: где-то фигурки были условными, где-то излишне декоративными, романовская же игрушка была сурова и статична. Да и сюжеты свистулек были незамысловаты: в основном лепили лошадок, коров, баранов, петухов, иногда – солдат в папахах и барынь в капорах. Фигурки редко красили, чаще покрывали простой глазурью. Но всё круто изменилось, когда в Липецке появился курорт минеральных вод, заманивший на отдых столичный бомонд. Среди известных курортниц в Липецке были замечены такие красавицы, как Наталья Гончарова и Анна Керн… Не случайно известный драматург того времени князь Александр Шаховской написал поучительную пьесу о нравах отдыхающих, которая называлась «Урок кокеткам, или Липецкие воды». На курорте заводились новые знакомства, завязывались бурные романы… И сметливые романовские мастера быстро уловили конъюнктуру рынка. На прилавках липецкого базара, что располагался рядом с курортным парком, появились яркие фигурки офицеров в парадных мундирах, нарядных дам, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каретах. Теперь было что увезти на память об отдыхе, чтобы, глядя на яркую фигурку бравого гусара, вспоминать зимними московскими вечерами жаркие летние ночи… Позднее, уже в XX веке, романовский промысел почти исчез, но благодаря подвижникам ожил и почти процветает.
Один из интернет-магазинов предлагает такие игрушки по цене от 350 рублей за самую простую птичку-свистульку до 3500 рублей за конную тройку с санями, с господами и ямщиком. Насколько эти цены отражают действительность, сказать трудно. А в музее их не продавали.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

2 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии