Супруги Афанасьевы из Кизила отметили в августе золотую свадьбу.
Иван Николаевич Афанасьев сам позвонил в редакцию. Прочитал в газете заметку о супругах-юбилярах, проживших вместе 50 лет и удостоенных медали «За любовь и верность». Поинтересовался вежливо: её всем юбилярам дают или только избранным? Дело в том, что они с супругой тоже отметили золотую свадьбу 25 августа. И никто, кроме самых близких, их с этой датой не поздравил…
Действительно, обидно. Если уж чествовать, то всех. Отделу ЗАГС надо бы взять это на заметку. Чтобы хоть как-то исправить эту несправедливость, решили посвятить этой паре статью.
Квартира Афанасьевых находится в доме с отделением стоматологии. К подъезду ведёт высокое крутое крыльцо в несколько ступеней. Хозяин обрадовался, мол, хоть будет с кем поговорить, а то из дома почти не выходит, по людям соскучился. А в доме и правда грустно. Посреди комнаты – инвалидное кресло-каталка, из угла на нас смотрит из траурной рамки погибший в расцвете лет сын Александр. От намерения сфотографировать для статьи супругов-юбиляров вдвоём тоже пришлось отказаться: Людмила Григорьевна инвалид первой группы, тяжело больна и практически не выходит из комнаты вот уже 12 лет. Поэтому Иван Николаевич разложил передо мной старенькие снимки из семейного альбома. И погрузился в воспоминания…
— Познакомились как? Я учился в магнитогорском ГПТУ-77 на слесаря по ремонту промышленного оборудования. Она – в индустриальном техникуме на бухгалтера. Общежития рядом были. А встретил я её в Бекешево Баймакского района, в местном клубе зимой, перед Новым годом. У меня там родители жили, а у неё бабушка. Она к ней в гости, стало быть, приехала. Увидел девчонку – приглянулась. Пошёл провожать. Потом стали общаться, встречаться. Она меня из армии два года ждала. Я служил в Германии, потоптал немецкую землю. Свадьбу сыграли 25 августа 1973 года в Бекешево. Весело гуляли. А потом начались мытарства, где только мы, молодожёны, не жили поначалу! Своего угла десять лет не было. В Кизил переехали сразу после свадьбы. Я работал токарем в Сельхозтехнике, потом на племстанции водителем. Людмила – бухгалтером. А в 1983 году нам дали вот эту квартиру. Дом только несуразный какой-то, он один такой в Кизиле. Окно в зале выходит на зубной кабинет, я как-то посмотрел, а там врач зуб молотком долбит. То ещё зрелище… Жили мы с Людмилой хорошо. В 74-м году сын родился. В 83-м – дочь Татьяна. Внук от неё, Вадим, прибегает в гости, они тут недалеко, через дорогу живут. Было, конечно, у нас, как и у всех, всякое, но я считаю, что, прежде всего, надо уважать друг друга. Не думал я, правда, что у нас будет такая старость. Но оставить жену в такой ситуации я даже не помышлял. Пока здоровье было, сам за ней ухаживал. Теперь вот и у меня проблемы с тазобедренным суставом, с трудом передвигаюсь. Приходится нанимать помощниц. Обращался в соцпомощь, там сказали, что у них нет вакансий. Хотя в соседний подъезд к инвалиду второй группы приходит сотрудник. Вот так и живём. Сижу целыми днями и смотрю в телевизор да в окно. А газету районную я регулярно выписываю и читаю вот уже 50 лет! С того года, как стал жить в Кизиле. Тоже юбилей получается. Когда-то и обо мне писали, когда работал. Такой вот я постоянный и преданный…
Да, Иван Николаевич достойно принимает все удары судьбы и остаётся верен своей второй половинке. Как там напутствовали в ЗАГСе? Любите друг друга, берегите друг друга, будьте вместе и в радости, и в горе. И вот они вместе. Полвека. И в радости, и в горе. Такая вышла судьба. Мир сузился до пределов квартиры. И я отметила про себя, что высокое крыльцо не оборудовано пандусом. В России живём, явление нормальное. А внутри всё протестует: ну не нормально же! Не нормально это! Должен обязательно быть пандус, тем более, если в доме живёт инвалид. Да если даже и не живёт, жизнь штука непредсказуемая: сегодня ты на своих двоих, а завтра – на коляске. Всё должно быть для удобства людей, для их блага. Чтобы люди с ограниченными возможностями могли выходить на прогулку, дышать свежим воздухом, смотреть на мир не сквозь мутные оконные стёкла…
Я спустилась с крыльца другим человеком. Поняла, как я счастлива сейчас, что могу просто ходить, что у меня всё хорошо с моими близкими. А Ивану Николаевичу и Людмиле Григорьевне хочется пожелать исключительно здоровья, терпения и сил для борьбы с трудностями. И да, уж медаль за любовь и верность супруги точно заслужили.
Татьяна ИВАННИКОВА,
корреспондент, фото автора и из домашнего архива.