Царицыно без царицы

Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

О пользе прогулок

Если спросить у москвичей, какой вид транспорта для них самый удобный, большинство ответит – метро. И это действительно так: по соотношению цена/скорость метро выигрывает у всех других видов общественного (да и личного) транспорта. Но в двадцатых числах апреля, когда я побывала проездом в Москве, ветка метро на Царицыно ещё не работала – об открытии движения между станциями «Автозаводская» и «Орехово» мэр Москвы Собянин заявил спустя самое короткое время, к 9 Мая. Так что до «царского» комплекса, куда мы собрались, пришлось добираться на автобусе.
Выбрав местом гуляний Царицыно, мы ничего о нём не знали. Ну, или почти. Школьные знания о российских самодержцах основательно подвыветрились, а вникать в тему не было повода. Хотя само название «Царицыно» говорило за себя: нас наверняка ждала царская резиденция, красивые здания, необычный архитектурный стиль. Слышали, что и парк там чудесный. Словом, отправлялись сюда без особого сердечного интереса, но с известной долей любопытства.
Кстати, ремонт метро оказался не единственным на нашем пути – в самом Царицыно кипели работы вокруг знаменитого поющего светового фонтана. Судя по отзывам, это одна из самых красивых столичных достопримечательностей – не только сама по себе, но и потому что, во-первых, фонтан стоит на острове (его регулируют специальные мастера-водолазы), а во-вторых, к нему ведут два изящных ажурных мостика. Прелесть же! Жаль, что не застали его в действии, но и обижаться было глупо – всё равно раньше мая фонтаны обычно не запускают. К началу сезона этот капремонт и должен был завершиться. «Что ж, когда-нибудь приедем летом», — утешили мы себя и пошли дальше.
Апрельский денёк был погожим, солнце начинало припекать по-летнему ярко, но в тени старых деревьев парка царила приятная прохлада. До ночного рейса было далеко, а значит, впереди у нас было несколько часов прогулки. Что может быть лучше?

Опальный архитектор

Вообще, Царицыно – это государственный музей-заповедник, комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Говоря про него, всегда упоминают странную судьбу этого поместья, его загадки. Многие из них не разгаданы до сих пор. Да и как разгадаешь? Много воды утекло. Сами-то истории остались, а вот герои их давно почили. Поди узнай, о чём думали, что на сердце держали.
А знаете ли вы, что долгострой – понятие не современное? Ведь самый затянувшийся долгострой в истории России – это, пожалуй, Царицыно и есть, ведь потребовалось более двух веков, чтобы усадьба обрела окончательный облик. Хотя всё начиналось неплохо.
В середине XVIII века на этом месте (на юге современной Москвы) стояла усадьба Чёрная Грязь. Её занимали сыновья молдавского князя Дмитрия Кантемира. В 1775 году имение приглянулось императрице Екатерине II. Живописные виды усадьбы привели её в восторг, и она, не раздумывая, купила Чёрную Грязь вместе со всеми окрестными землями, а заодно дала им более благозвучное название – село Царицыно. Хотела сделать здесь свою загородную резиденцию и пригласила для работ блестящего специалиста своего времени – архитектора Василия Баженова.

Его называли «поэтом в архитектуре» – великий проектировщик не любил стереотипы и мыслил очень свободно и нестандартно. Его проекты были не просто чертежами, а объёмно-пространственными композициями, которые будто сливались с ландшафтом.
Для Баженова начиналось всё как нельзя лучше: после поступившего от императрицы заказа он спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. И материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По его плану в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича, окружённые постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами. Архитектурный комплекс должен был выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находились бы внутри треугольного периметра и при этом стояли отдельно друг от друга. И – о чём говорили выше – такая свободная расстановка зданий естественным образом вписывалась бы в ландшафт старинного парка.
Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.
Но Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжёлыми, лестницы узкими, комнаты тесными.
Однако (как считают некоторые исследователи) истинная причина недовольства Екатерины крылась в фигуре самого Баженова. Архитектор был связан с масонской ложей и переписывался с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступал за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.
Императрица решила подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. Поэтому в 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. А дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

Выжженная земля

Но и тот не смог закончить строительство. Баженовский Главный дворец был разобран до основания. И хотя новый отчасти сохранил «готические» детали Баженова и был выполнен из тех же материалов, в нём гораздо больше было от популярной в то время европейской классицистической архитектуры.
Но и проект Казакова постигла неудача. Из-за очередной русско-турецкой войны сократилось финансирование. Потом умер Потёмкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.
А в 1796 году внезапно умерла сама Екатерина II. Новый император Павел I распорядился: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции остановились.

Дальнейшая судьба поместья такова. В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещаются коммунальные квартиры и дом культуры, музей истории Царицына и клуб «Большевик». К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. И только после масштабных реставрационных работ 1986-2014 годов исторический облик царицынского ансамбля был восстановлен с максимально возможной достоверностью.
Вход в музей «Царицыно» платный, комплексный (с посещением Большого дворца и Хлебного дома, Среднего дворца, Третьего кавалерийского корпуса и Оранжерейного комплекса) стоит 1165 рублей (или 515 для льготных категорий: детей до 17 лет, студентов, пенсионеров и пр.). Если билет на руках, вы можете рассчитывать на экскурсию: по дворцовой части территории (250/330 руб./чел. в составе группы), летом – по территории парка с рассказом о его истории (500 руб./чел.), в оранжереи (250 руб./чел.). Направлений и тем много, все не перечислишь.
Есть аудиопрогулки по парку (бесплатные маршруты скачиваешь в специальном приложении).
Если вы с детьми, можно попутешествовать по территории парка на электромобиле – экскурсия будет включена в услугу (весной-летом, 250-300 руб./чел., 15 минут).
На Царицынских прудах можно прокатиться на катамаране, вёсельной или моторной лодке (от 200 до 950 руб.). Лодочных станций здесь несколько.
Есть в парке танцевальная площадка, верёвочный парк, зоны отдыха.
Если же вернуться к загадкам места, то основные из них следующие: когда-то стоявшее на этом месте село сгорело, и тогда местность прозвали Чёрной Грязью, выжженной землёй, «где не родится ничего» (Стрешнёвы, Голицыны, Кантемир – все, кто владел Чёрной Грязью, не оставили потомства, их род прекратился). Архитектор Баженов знал о проклятии места, но у него были могущественные покровители – масоны. В качестве защиты они предложили расположить их символы на фасадах строящихся объектов – это и защита от старого проклятья, и демонстрация силы масонов. Возможно, именно наличие этих знаков не понравилось императрице, а потому она велела разрушить главный корпус дворца, оставив два меньших.
…Но жить здесь так никто и не захотел.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии