Прежде, чем ехать за границу, нужно увидеть красоты родного края.
Мир тесен, а прошлое близко
…На одном из журналистских сборищ пару лет назад я сидела рядом с редактором газеты «Всходы», выходящей в Нагайбакском районе, Ольгой Ивановной Теряковой. Мы приехали на учёбу в Челябинск, шёл очередной семинар, и было, признаться, скучно. Тут выяснилось, что у Ольги есть книга, да не какая-нибудь, а собственная – она написала её незадолго до этого и привезла с собой несколько экземпляров. Один из них достался губернатору области Алексею Текслеру – она вручила ему книгу лично, во время короткой встречи главы региона с журналистским сообществом.
Я начала перелистывать книгу и вдруг увлеклась. Это была детективная история о загадочном убийстве, произошедшем на прииске. События книги уносят читателя в начало ХХ века, когда на Балканском прииске, принадлежащем золотопромышленникам Рамеевым, произошло загадочное убийство целой семьи. Интрига сохраняется на протяжении всей книги и действительно держит в напряжении. Если теперь и я вас заинтриговала, сообщу: книгу можно купить и скачать с сайта «Литрес» за 299 рублей. Ну, или можете заглянуть в редакцию – дам почитать.
Но интересна не только детективная составляющая – на страницах книги ты чувствуешь себя «как дома». И понимаешь, что мир и правда тесен. Например, сюжет закручен вокруг посёлка Балканы, и это всего в 113 километрах от Кизила. Мало того, в книге упоминаются золотые прииски, и в том числе Гадельша (который, цитирую, «стабильно давал хорошее золото»). И это то место, про которое сегодня знают почти все, потому что там находится единственный на всю округу водопад. Находится он недалеко, в 46 км от Кизила. Так что территориальная близость – это первый удививший момент.
Момент второй – временной. Прошлое ближе, чем кажется. Дело в том, что речь в книге идёт об известных золотопромышленниках России и богатейших людях конца XIX – начала XX века – братьях Рамеевых. Они владели десятками золотых приисков на Урале. Так, за почти пятьдесят лет (1869-1927 гг.) братья извлекли из недр современных территорий Башкортостана и Челябинской области около пяти тонн золота. И часть прибыли Рамеевы тратили на благотворительность: в деревне Юлук, например, они построили каменную мечеть, открыли медресе, русскоязычную школу, основали первую библиотеку.
При этом моя приятельница – их прямая наследница. Ей даже «болячки» передались аристократические: часто мучают мигрени. Про родню и наследство рассказывает: «Отец моей мамы – Рашит Шакирович (братьев-золотопромышленников было двое – Шакир и Закир), то есть мама – внучка «тех самых» Рамеевых, ну а я – правнучка. Были, конечно, у них миллионы, по нынешним деньгам миллиарды даже. Но до нас наследство не дошло». И смеётся – мол, проматывать нечего.
Сама она сейчас живёт в Казани и приглашает в гости. Обещает сводить в IT-парк имени Башира Рамеева, двоюродного дяди, разработчика первых советских ЭВМ. Неординарная семья, что и говорить.
…Такие вот мостики к нам сегодняшним – через время и расстояния.
И вновь – к легендам
Мы знаем о «золотой лихорадке» из рассказов Джека Лондона. Но ничем не отличалась она от Аляскинской и здесь, на Ирендыке. Золотопромышленники грызли друг другу глотки: слабые разорялись, сильные богатели как за счёт разорившихся, так и за счёт эксплуатации рабочих и старателей.
Откуда же взялось всё это богатство? Вообще, Уральские горы широко известны неисчерпаемыми запасами полезных ископаемых: здесь добывались и добываются различные руды (медные, железные и другие), огромное количество чёрных и цветных металлов, никель, золото, драгоценные камни… Изобилие объясняется тем, что наши горы – одни из древнейших на планете. Они сформировались много тысячелетий назад из-за нахождения одного пласта земли на другой. С течением времени полезные ископаемые вытеснились близко к поверхности земли, поэтому в этой местности их особенно легко находить и добывать.
То же касается и хребта Ирендык. Хотя на этот счёт у башкирского народа есть своя древняя сказка-легенда. Посвящена она бедному юноше Умырзаку, который сумел обмануть жадного и коварного бая. А ещё легенда объясняет, откуда взялось название хребта и почему местные недра так богаты полезными ископаемыми. Коротко перескажу.
Однажды бедный Умырзак устроился на работу к богатому баю. Спустя неделю тот попросил парня зарезать телка и, отъехав в горы, обернуться в его шкуру. Охотившиеся беркуты приняли того за жертву и отнесли на высокую вершину горы Каятау, где было полно драгоценных камней и золота. Они стали рвать шкуру когтями, но, увидев под ней человека, испугались и улетели с этой отвесной вершины. Бай пообещал спустить его вниз, когда слитками и камнями наполнятся три мешка. Но, конечно, обманул, оставив парня пропадать, как проделывал уже не раз с другими, судя по разбросанным на вершине костям.
Как-то беркуты принесли на вершину волка, растерзали его, и тогда, обернувшись в волчью шкуру, Умырзак сумел обмануть птиц. Схватив их за ноги, он спустился вниз и от радости закричал: «Ойряндек!» («Теперь мы научились»). С тех пор эти горы так и зовутся – Ирендык.
Спустя время, обросший и неузнанный, он вновь устроился к баю на работу, и спустя неделю история повторилась: богач приказал ему зарезать телка, но в горах Умырзак притворился, будто не понимает, как это – обернуться в шкуру. И когда бай стал показывать на себе, как это сделать, он обернул и обвязал самого богача, а спустя время беркуты унесли того на вершину. Бай тоже был вынужден наполнить три мешка золотом и серебром, в надежде услышать про способ, каким спустился с горы Умырзак. Но тот не стал помогать злодею, посоветовав узнать, как спуститься, у костей загубленных им людей. Взвалив мешок на телегу, он поехал в аул к матери. Но драгоценностей было много, так что слитки и камни так и остались лежать у подножия Ирендыкских гор…
Деревни, которых нет
В прошедшую субботу группа туристов (и я в их числе) отправилась к водопаду Гадельша, который прячется в глубине ущелья на восточном склоне хребта Ирендык. У этого водопада несколько названий, но самое распространённое – Гадельша. Так когда-то называлась деревня, которая находилась рядом. В 30-е годы XIX века в этих местах стали добывать россыпное золото (промысел открыли в долине реки Султанка). Селения Таналыково-Баймак, Кусеево, Гадельша, Халилово были центрами добычи золота старателями. Рождался рабочий класс, состоящий из «промысловых рабочих, трудившихся по контракту», и «вольных старателей», которые мыли золото своими силами и сдавали его золотопромышленникам.
К 1861 году работали три золотых промысла: Султанский, Худолазский, Анненский. В семидесятых открылись новые золотые прииски. Селения Кусеево, Таналыково-Баймак, Гадельша, Халилово стали чисто старательскими, а в деревне Гадельша создали прииск, который был в числе самых крупных в Зауралье.
К концу XIX века деревня разрослась: здесь стояли мечеть, водяная мельница, жили старатели. В 1920 году она насчитывала 734 человека и 139 дворов.
Но с началом Первой мировой войны почти все горнозаводские и перерабатывающие предприятия прекратили работу. Добыча золота возобновилась позже, особенно – после 1935 года. И в годы Великой Отечественной войны Баймакский район стал одним из основных регионов, который обеспечивал фронтовые нужды цветными и драгоценными металлами. При этом из самой деревни Гадельша на фронт призвали 113 старателей, а вернулись домой лишь 39. Многие погибли и пропали без вести в огненных котлах Сталинградской и Курской битв.
В 1948 году в окрестностях Гадельши промывали золото мелкие старательские артели. Деревня стала много меньше – сказались военные потери и отсутствие производства. Привыкшие к рабочему труду люди потянулись на предприятия Сибая.
Некоторое оживление наступило с возобновлением золотодобычи Тубинским рудоуправлением в 1968 году. Оно эксплуатировало Гадельшинский участок десять лет, добыв за это время 384 кг золота и около 5 кг платины.
С 1998 года все разведанные запасы были выработаны, работы на участке прекратились, и жители деревни вынуждены были переехать в Сибай и ближайшие селения. Гадельша, имеющая более 200-летнюю историю, прекратила своё существование. Со времён Рамеевых и почти по двухтысячные годы здесь было добыто 2,4 тонны золота.
О тех временах напоминают шахты, в одной из которых мы побывали. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Продолжение следует.
Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора и из интернета.