Прежде, чем ехать за границу, нужно увидеть красоты родного края.
От фактов не уйдёшь
Иногда в поисках какой-либо информации пользуюсь кратко изложенными сведениями в стиле «5 (10, 15, 20 и т.д.) фактов о чём-нибудь» – во-первых, так можно узнать интересные вещи, а во-вторых, сэкономить время. Задача стать экспертом не стоит, а потому штудировать научные тома не надо. Что нам нужно, так это пробежаться «по верхам». Ведь даже поверхностные знания – это лучше, чем ничего. Потому что собственные впечатления, лёгшие на эти знания, остаются в памяти надолго.
Так к чему это я… Обратившись к сайту «Сто фактов», узнала о Екатеринбурге не сто – пятнадцать интересных фактов. Такие общеизвестные, как: город был основан императором Петром I, в царские времена он был центром железнодорожной промышленности, а в советские годы назывался «Свердловск». Плюс ещё один факт: в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома был расстрелян последний российский император Николай II, а также его жена и пятеро детей. Теперь на этом месте красуется знаменитый Храм-на-Крови, в который стараются попасть многие туристы.
Есть и менее известные факты: из всех российских городов-миллионников Екатеринбург – самый компактный по площади; в России этот город стал третьим после Санкт-Петербурга и Москвы, где появился метрополитен; во время Великой Отечественной войны бесценная коллекция из Эрмитажа была эвакуирована сюда.
Есть совсем малоизвестные. Знали ли вы, что каркас для американской статуи Свободы был произведён из металла, добытого в Екатеринбурге? Что лошадей на автомобили на советских парадах заменили из-за местного происшествия – конь маршала Жукова на параде споткнулся, и всадник вылетел из седла на глазах у всех. Такой вот конфуз. А ещё в 1963 году Екатеринбург посетил лидер кубинской революции Фидель Кастро, вследствие чего затем в местных роддомах одиннадцать раз зарегистрировали имя «Фидель». Теперь эти Фидели уже дедушки.
История же города начинается с того, что в начале XVIII века император Петр I, активно осваивая территорию Урала, повелел возвести на реке Исеть железоделательный завод. Чтобы вырабатывать энергию для приведения в действие механизмов, начальник горных заводов Василий Татищев принял решение построить мост-плотину на реке Исеть. Из-за отсутствия одобрения начальства сверху стройку пришлось отложить.
Возобновили процесс только через два года с приездом на Урал военного инженера Георга Вильгельма Де Геннина.
Над строительством плотины корпели 1000 крестьян. В качестве стройматериала выбрали редкую породу уральской лиственницы, обладающую удивительным свойством: находясь под водой, дерево не гнило, а становилось будто каменным. Увидеть бревно редкой лиственницы можно в музее, расположенном на территории бывшего завода.
Плотина стала частью главной улицей города, которая сейчас известна как проспект Ленина. Первый запуск сооружения произошёл 7(18) ноября 1723 года. Эта дата официально считается днём рождения города. То есть в следующем году негласная столица Урала отметит своё 300-летие.
Прошли мимо Гены
Что касается достопримечательностей, то их в городе с богатой историей немало: здесь расположено около 600 архитектурных и культурных достопримечательностей, из которых 43 являются памятниками федерального значения. Но объять необъятное нельзя, особенно если в запасе всего пара дней, так что и здесь действуешь, как в случае с историческими фактами: пробежавшись по верхам, стараешься увидеть главное. Так в наш заранее составленный список попали семь мест. Правда, реальность внесла коррективы, но об этом позднее.
На многих сайтах главной достопримечательностью Екатеринбурга называют смотровую площадку бизнес-центра «Высоцкий» на высоте 52 этажа. Но про неё уже рассказано отдельно (№45 от 11.11.2022 г.), так что пойдём по списку далее.
Была в списке улица Вайнера – центральная аллея Екатеринбурга, так называемый «Уральский Арбат». Одна из её частей – от улицы Куйбышева до проспекта Ленина – является пешеходной. В целом же улица Вайнера – одна из старейших в городе, её заложили в середине XVIII века, так что можно увидеть купеческие особняки, бывшие торговые лавки и административные здания, большинство из которых построены в конце XIX – первой половине XX столетий.
Что ещё здесь интересного? Стоят часы отсчёта времени, оставшегося до 300-летия Екатеринбурга. Много памятников и скульптур, каждую из которых хочется запечатлеть: бронзовый «Коробейник» (с элементами техники каслинского литья), «Банкир и автомобилист», «Влюблённые», памятник Майклу Джексону, застывшему в характерной позе танца, памятник изобретателю велосипеда Ефиму Артамонову. Говорят, на своём изобретении он проехал до самой Москвы (около двух тысяч вёрст) и очень удивил этим царя Александра I. В награду тот даровал Артамонову и всей его семье свободу от крепостной зависимости. Есть интересный фонтан «Спираль времени»: в центре шар, стоящий на водяном столбе, от него идут лучи, символизирующие временные потоки. Фонтан напоминает, что прошлое, настоящее и будущее связаны воедино. Но полюбоваться на него в действии не пришлось – в эти летние дни он почему-то не работал. Не нашли мы и памятник Гене Букину, герою сериала «Счастливы вместе». Просто прошли мимо, наверно, потому что скульптура, хоть и похожа на оригинал, ничем другим не примечательна – мы затем удостоверились по фото.
Про чугунные калоши
С улицы Вайнера прошли к Плотинке – так местные ласково называют плотину бывшего Исетского завода, давшего начало городу. Она не раз реконструировалась. Так, в 1886 году на ней разбили сквер и установили бюсты Петра I и Екатерины I, которые в 1917 году были сброшены в городской пруд «революционными массами».
В 1972-1973 плотину вновь расширили и облицевали гранитом, на подпорной стенке разместили барельефы, по краям – скульптуры, символизирующие достижения уральских металлургов. В это же время началось и обустройство Исторического сквера, в результате чего было снесено большинство старых цеховых зданий бывшего Исетского завода, кроме тех, в которых сейчас находится музей института архитектуры, и водонапорной башни.
Ремонтировали участок набережной и в дни нашего приезда – так город готовился к своему 300-летию. Сам водоём не впечатлил – может, из-за засухи последних лет река Исеть потеряла былую живость и резвость. Заточенная в бетон, она словно застыла, заскучнела.
Кстати, здесь до сих пор сохранился первый каменный мост в городе. Он был построен в 1840-1844 годах по проекту архитектора Э.Х. Сарториуса по решению городской Думы. Раньше все мосты города были деревянными, но город рос, а вместе с ним и нагрузка на дороги и мосты. Так что каменная переправа на улице Малышева стал первым шажком к замене деревянных мостов. А сегодня этот образец инженерного искусства начала ХIХ века является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Буквально рядом находится ещё одна достопримечательность города – дом Севастьянова. Прекрасный старинный особняк на углу проспекта Ленина и улицы Горького поражает сочетанием изящества и монументальности. И здесь тоже есть интересные подробности. Архитектор Падучев всё никак не мог добиться от владельца особняка, в каком стиле отстраивать дом. Наконец Севастьянов определился: «Ваяй сразу во всех! Денег хватит».
Он планировал украсить крышу ротонды золотом и не раз подавал прошения об этом на высочайшее имя. Но разрешить подобную наглость ему не могли даже за очень большие деньги – золотом покрывают только купола храмов. Более того, его просьба вызвала волну гнева – по легенде, в наказание за нахальство Севастьянова приговорили ходить каждое утро до ближайшей церкви в чугунных калошах…
Но уральский предприниматель таки выстроил роскошный дворец на зависть всему городу, а сам жил в маленьком домишке напротив и каждый вечер, сидя на лавочке перед домом, любовался своим творением, утопающим в лучах закатного солнца и отражающимся в водах городского пруда. А ещё он часто останавливал прохожих, бросавших восторженные взгляды, вопросом: «А знаете ли вы, ЧЕЙ это дом?».
Где правда, а где ложь – теперь уже и не скажешь. Но подобные истории украшают город не хуже зданий, которым они посвящены.
Продолжение следует.
Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.