Парить, словно птица

Прежде, чем ехать за границу, нужно увидеть красота родного края.

Выше – только в Москве

— Хочу на небоскрёб, — заявил однажды сын, и эта мысль, посетив однажды, больше его не покидала. «Ближайший – в Екэбэ», — автоматически отметила я, не вдохновившись идеей: природные красоты цепляют меня больше рукотворных. Плюс боязнь высоты, плюс загруженная трасса, по которой добираться… Да ну её, эту затею.
Но тут плавно подкатило лето, а вместе с ним – и разбитый понедельно отпуск. Проводить его мы не собирались ни дома, ни на море, а потому идея поездки в Екатеринбург уже не казалась дикой. Почему бы и нет?
Небольшое предисловие. Когда-то я работала в пресс-службе горно-обогатительного комбината, и он, как и многие другие заводы и комбинаты в этих местах, принадлежал Уральской горно-металлургической компании – крупнейшему производителю меди, цинка, угля и драгоценных металлов в стране. УГМК выпускает свою газету, а для журналистов «извне» проводит иногда пресс-туры, в ходе которых показывает и рассказывает о жизни своих предприятий, а в качестве приятного бонуса – развлекает гостей, устраивая для них экскурсии. Сотрудники «своих» пресс-служб участвуют в таких вылазках регулярно. А так как головное предприятие УГМК находится в Верхней Пышме – городе-спутнике Екатеринбурга, то и приглашают журналистов в основном сюда. Экскурсии же чаще всего случаются в музеи техники под открытым небом (в Пышме они из самых больших в мире) и в Екатеринбург. Многое за двухчасовую автобусную экскурсию не узнаешь, но по верхам пробежишься. Так что отрывочные сведения о столице Урала, как часто называют Екатеринбург, у меня были. В том числе и о небоскрёбе «Высоцком», который тогда ещё строился, но уже был заявлен как самое высокое здание и Екатеринбурга, и всей России за пределами Москвы.

Вместо двух – четыре

Путь был неблизкий: ехать предстояло больше шестисот километров или – по времени – 7,5 часов. Несколько слов стоит сказать о трассе Челябинск – Екатеринбург. Двумя месяцами раньше здесь прошла церемония открытия расширенного до четырёх полос 40-километрового участка федеральной трассы М-5 «Урал» (на подъезде к Екб). На месте её провели губернатор Челябинской области Алексей Текслер и руководитель Росавтодора Роман Новиков. А в режиме видеоконференции за всем этим наблюдал Владимир Путин.
Последний раз М-5 расширяли на этом направлении почти десять лет назад – в 2013 году. При этом поток здесь очень серьёзный: в сутки более 12 тысяч автомобилей. Это большая нагрузка для двух полос и потеря времени: в попутном направлении едут вереницы фур, непрекращающаяся «встречка», и вот ты плетёшься в хвосте, не имея шансов обогнать большегрузы. Знакомая картина, правда?
Так что к проекту вернулись, и теперь на всём протяжении дороги между двумя городами-миллионниками трасса четырёхполосная. Так что ехать было долго, но достаточно комфортно.
Остановиться мы решили не в самом Екатеринбурге, а проехать чуть дальше – в Пышму. Во-первых, там меньше транспорта, а во-вторых, в малых городах и цены на жильё, как правило, ниже.
Приехали уже к вечеру, заселились и пошли прогуляться по городку, который за последние годы сильно разросся и похорошел. Ну, что тут скажешь? Когда у людей есть работа, когда рядом находится такой промышленный гигант, как «Уралэлектромедь», трудно ожидать иного. Когда бизнес социально ориентирован, это всегда хорошо.

Подземка-призрак

От Верхней Пышмы до Екатеринбурга – около 15 километров. Местный житель посоветовал ехать на автобусе до метро, а уже оттуда – в центр города.
Быстро разобраться, как попасть туда, куда нужно, в метро помогают цветные схемы. От остановки «Проспект космонавтов» нам надо было проехать на «Площадь 1905 года». Линия на карте-схеме была обозначена зелёным цветом, ещё две ветки – голубым и красным. После прогулки в центре мы хотели побывать у достопримечательности «Каменные палатки», и туда вела красная ветка. «Отлично», — решили мы, но к палаткам в итоге не попали, так как не обратили внимания на обозначения «действующая линия» и «перспективные». Зачем вообще рисовать несуществующее?
Как оказалось, у екатеринбургского метро своя история – длинная и не очень весёлая. Впервые и всерьёз о нём заговорили в 1967 году, когда в городе родился миллионный житель. В 1974 году утвердили Комплексную транспортную схему Свердловска, и чтобы запустить стройку, первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин лично встречался с генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым.
Началось строительство в 1980 году, но первые три станции – «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект Космонавтов» – открылись лишь в 1991-м. В девяностые пришлось туго: были и забастовки рабочих, не получавших зарплату до 11 (!) месяцев, и даже голодовки. Последние три станции достраивали уже в 2000-х: «Геологическую» открыли в 2022 году, «Ботаническую» – в 2011-м, а «Чкаловскую» – год спустя. В целом первую ветку с девятью станциями строили 32 года.
Проектирование второй ветки началось ещё в 1988 году. По сегодняшним расценкам стройка обойдётся в 90 млрд рублей. Но Москва денег на метро пока не даёт: их ждали под проведение чемпионата мира по футболу – не дождались, под 300-летие Екатеринбурга, которое город отметит в 2023 году…
Федеральные чиновники считают, что необходимый пассажиропоток есть только у московского и петербургского метро. А безубыточна подземка исключительно в столице. Поэтому развивать в городах-миллионниках нужно наземный общественный транспорт.
В целом на сегодня метрополитен действует в семи российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге и Самаре.

И впервые – бассейн на крыше

Но вернёмся к небоскрёбу, ставшему одним из главных символов Екатеринбурга. Почему «Высоцкий»? В 2010 году уральский предприниматель, которому принадлежит здание, Андрей Гавриловский объявил конкурс на новое имя для небоскрёба. Было рассмотрено более 12 тысяч вариантов, но победил «Высоцкий». 25 ноября 2011 года состоялось открытие небоскрёба, а позже прошёл предпремьерный показ фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Владельцы здания специально приурочили событие к премьере, а открыл небоскрёб сын певца Никита. На втором этаже, кстати, есть музей знаменитости: здесь личные вещи Высоцкого, вплоть до уникальных – например, легендарный Mercedes 350 W116. Но самым ценным экспонатом считается последнее стихотворение Высоцкого, которое он написал за полтора месяца до своей смерти и посвятил Марине Влади. Этому документу присвоена категория «Культурная ценность Российской Федерации».
Немного о параметрах. В высоту «Высоцкий» 188,3 метра, в нём 54 этажа. На протяжении пяти лет он считался самым северным небоскрёбом мира и самым высоким зданием за пределами Москвы. Но затем стали появляться конкуренты: в 2018 году в Питере построили «Лахт-центр» (он севернее), а тремя годами ранее в самом Екатеринбурге выросла башня Исеть, которая и стала самым высоким зданием в городе (209 метров).
Смотровая площадка на крыше «Высоцкого» появилась в 2012 году. Она находится на 52-м этаже, и это главная точка обзора города с высоты 186 метров. Билеты стоят: для взрослых 500 рублей, для детей от 5 до 12 лет – 300, от 12-ти – 400. В эту же категорию входят студенты, пенсионеры и многодетные семьи.
Спустя десять лет, в июне этого года, на крыше небоскрёба, на высоте 188 метров, открыли бассейн, и это первый подобный объект в России. Две открытые чаши с водой площадью 20 и 11 метров построены таким образом, что создаётся впечатление спадающей вниз воды. Краёв при этом не видно, и они кажутся бесконечными.
Бассейн работает ежедневно и круглогодично (зимой вода подогревается до +46С); билеты стоят от тысячи рублей (для детей до 16 лет) до трёх тысяч за 2 часа пребывания.
Кстати, по соседству с высоткой планируют построить ещё одну гигантскую многоэтажку – «Высоцкий-2».
…На смотровую площадку небоскрёба мы вышли довольно смело, а вот представить себя в бассейне, радостно плещущейся на высоте двух сотен метров над городом, я не могу – при всей любви к острым ощущениям. Может, в следующей жизни?..

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии