В честь юбилейных дат редакция газеты открывает новую рубрику, посвящённую истории поселений.
В следующем году село Кизильское отметит уже 280-летний юбилей – равно как и Грязнушинский, и Сыртинка. В честь этих дат открываем новую рубрику, которую назовём просто, без затей – «К юбилею». В этот раз в её рамках мы хотим обратиться к материалам, уже выходившим на страницах газеты тридцать лет назад – в 1993 году, тоже ставшим юбилейным: тогда вышеназванным посёлкам исполнялось по 250 лет.
Нынешняя страница посвящена Кизилу. О чём писали на страницах районки в то время?
Кто построил «Сказку»
(№37)
Говоря об истории села, нельзя опираться только на те события, которые происходили сто и более лет назад. Ведь даже прошлый год – это уже история, хотя и не такая далёкая и памятная для большинства людей. Вот и сегодня, начиная рассказ о межхозяйственной передвижной механизированной колонне, нужно сразу же отметить, что свою историю организация ведёт всего лишь с мая 1969 года. Несмотря на это, трудно недооценить тот вклад, который внесла МПМК в улучшение жилищный условий сельчан и внешний облик села.
Итак, Кизильское строительно-монтажное управление было создано на базе Челябинского межколхозстройобъединения по решению собрания хозяйств-пайщиков с целью строительства объектов для предприятий и хозяйств района. Первоначально рабочие этой организации трудились только в трёх хозяйствах района – колхозах имени Ленина, «Красный Урал» и 22-го партсъезда. К концу 1969 года в СМУ уже работали 27 человек. Первым руководителем был Василий Иванович Самохин.
Свой десятилетний юбилей организация встречала хорошими показателями. Так, в 1979 году в МПМК работали уже 164 человека, и выработка на одного составила чуть менее 10 тысяч рублей. За год был сдан 2401 квадратный метр жилой площади и построены коровники для содержания 1000 голов скота.
Сейчас уже практически невозможно точно сказать, сколько самых разнообразных объектов было построено и сдано данной организацией за 24 года существования. В селе Кизильском самыми примечательными из них стали музыкальная школа, два детских сада – «Солнышко» и «Сказка», общежитие колхоза имени Ленина, кафе «Ветеран», множество двухэтажных жилых домов и коттеджей. В данное время строится дом для престарелых, два 18-квартирных дома, другие объекты.
Производственная база МПМК на сегодняшний день – одна из самых мощных из строительных организаций. На балансе предприятия находятся теплостоянка для машин, тракторный гараж, пилорама, растворно-бетонный узел. С апреля 1989 года здесь было организовано арендное звено, которое занимается изготовлением фундаментных блоков.
На снимках: на стройке; полигон для производства фундаментных блоков; административное здание МПМК.
Родоначальница
(№38)
Л. Курочкина.
Эта улица первая, которая встречает всех, кто приезжает в райцентр с левой стороны реки Урал, но она последней провожает тех, кто покидает его пределы. На ней уже давно нет новостроек, ушли в мир иной те, кто строил эти дома. И сейчас здесь живут уже другие люди, носят другие фамилии. А окна по-прежнему смотрят на воды Урала: бурые – в весенние паводки, неторопливые – летом, прозрачные – осенью и замёрзшие – зимой. Чередой проходят годы, а дома стоят, храня в себе память о тех, кто жил в его стенах, и оберегая от холода, ветра, жарких солнечных лучей нынешних хозяев.
… Уральная улица. Название её связано с рекой, оно неподвластно времени перемен. Она – родоначальница Кизила. Это уже потом появились Колхозная, Советская, Ленинская, Красноармейская, Комсомольская, Пионерская…
С чем связаны названия этих улиц и в какое время они образовались – ни для кого расшифровывать не надо.
… Уральная. Её дома ветшают, и пронзительно жаль, если вдруг она когда-то исчезнет, ведь новостройки всё больше отдаляются от Урала. Но несомненно одно: что люди всегда стремились жить ближе к реке, ведь она успокаивает и делает добрее.
На снимке: отсюда, с этой улицы, начала строиться станица Кизильская.
Нам не пристало разобщаться
(№42)
М. ПЛОТНИКОВ,
ветеран войны и труда.
Родился и вырос я в посёлке Измайловском, но постоянной своей родиной считаю село Кизильское, поскольку большую часть своей сознательной жизни провёл здесь. Тут и на пенсию пошёл. Поэтому всё, что происходит в этом селе, касается и затрагивает меня самым прямым, а порой и болезненным образом.
Печалит меня, например, такая проблема, как возрождение добрых казачьих традиций. Сам я потомственный казак – и отец, и дед, и прадед мои были казаками. Что бы там ни толковали насчёт тёмного прошлого казаков, вроде того, что они пороли нагайками народ, грудью стояли за царя-батюшку, давайте сегодня об этом лишний раз толковать не будем. На эту тему уже и без нас немало сказано.
Давайте, прежде всего, вспомним, что у казаков было много хороших традиций, которые и нынче бы нам пригодились. Я имею в виду бытовые традиции и нравы. У нас, казаков, повелось так, что стариков, вообще старших чтить и уважать считалось первейшим и обязательным правилом. Попробуй, бывало, не поздоровайся со стариком. Мало того, что он уши тебе надерёт. Он ещё велит передать отцу о твоём непочтительном поведении. А папаша, в свою очередь, ещё и ремнём тебя основательно попотчует. Порядок был строгий, что и говорить.
Уважали чужую собственность. Воровство считалось самым позорным делом. Воров наказывали жестоко, чтобы другим неповадно было. Но вместе с тем и взаимовыручка между казаками крепко держалась, единство, сплочённость были. Этого не отнимешь.
Вот я часто задаю себе вопрос: почему у нас в Кизиле никак не удаётся объединить, сплотить казачью общину хотя бы на начальном уровне, как это получается, скажем, в посёлках Гранитный, Ершовский, Браиловский? Думаю, потому, что, во-первых, никак не можем мы подобрать станичным атаманом достойного, напористого и уважаемого человека. Нынешний атаман станицы Кизильской, имени которого я здесь упоминать не хочу, – человек инертный, пассивный, проще сказать – ленивый и мало заинтересованный в сплочении казаков. Надо его давно заменить.
Во-вторых, не видим мы никакой поддержки со стороны местных властей. Ни районная, ни сельская администрации нам почти ни в чём не содействуют. Это, конечно, плохо. Наконец, в-третьих, сами бывалые казаки, проживающие в районном центре, стали ко многому из своего прошлого равнодушны, растеряли и позабыли хорошие традиции.
Между тем, молодые представители казачьего поколения, пусть их и не так уж много, но всё же интересуются казацкими традициями и историей, хотели бы участвовать в возрождении этих обычаев, особенно из тех, которые послужили бы закреплению положительных нравственных начал. Однако эти молодые люди предоставлены сами себе.
Убеждён, что в год 250-летия образования станицы Кизильской нам, казакам, следует вспомнить своё былое, свою богатую историю и всё, что ещё можно, восстановить.
Мне дорого село моё
(№43)
Т. РАЙЦЕВ,
ветеран войны и труда.
В Кизиле живу с 1965 года. Родился же в посёлке или, говоря по-старинному, в станице Кацбахской. В год моего рождения, 1915-й, этот населённый пункт относился административно к станице Полоцкой Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Хорошо знаю и помню обычаи и быт казаков. В старые времена каждая казацкая семья имела в своём постоянном пользовании земельный надел. Правда, земля нарезалась только казакам-мужчинам. Женщины таким правом не располагали.
Когда молодой казак обзаводился семьёй, отделялся от родителей, ему предоставлялся участок пахотной земли из общественного фонда, потому что земельный резерв был богатым. По крайней мере, в нашей местности. И притом возделывалась земля тщательно, не то что теперь, когда она считается общественной, а практически – ничей.
Работать мне пришлось и трактористом, и шофёром, и радиотехником в различных совхозах и колхозах. Многие годы нёс обязанности председателя профкома или рабочкома. А до выхода на пенсию целых десять лет состоял в должности начальника районной киносети.
Проживая в селе Кизильском, многократно, а практически без перерыва избирался депутатом Кизильского сельского Совета. Остаюсь в этом звании и по сей день. Граница моего округа в райцентре – южная часть улицы Ленинской от переулка Бородулина. Наблюдая за жизнью села, которому в нынешнем году исполняется 250 лет, с удовлетворением наблюдаешь, как многие владельцы личных домов и подворий аккуратно, бережно содержат их и окружающее пространство. Дома ухожены, побелены и покрашены, у ворот всё чисто и подметено. Такими усадьбами любо-дорого и погордиться. Значит, понимают граждане, что нельзя портить внешний вид села, нельзя допускать неряшества, антисанитарии вокруг своего жилья.
Из таких добропорядочных хозяев можно назвать Николая и Михаила Недорезовых, Виктора Алеманова, Марию Сулименко и многих других.
К сожалению, немало найдётся в районном центре граждан, которые пренебрегают общими правилами антисанитарии, завалили свои дворы и прилегающие к ним места навозом и всяческим бытовым хламом. Они злостно нарушают общий вид нашего села, не дорожат его честью, хотя подвергались штрафам по линии местной сельской администрации.
Это такие недобросовестные хозяева, как П. Резников, О. Анисимова, И. Леонтьев. Предупреждены о возможном привлечении вокруг жилья Т. Огарева, И. Удалов – сам, кстати сказать, работавший не один год председателем Кизильского сельсовета, а в настоящее время являющийся депутатом этого же Совета.
Лично мне дорого село моё Кизильское. Хотелось бы внушить это чувство и другим односельчанам. Пусть наша старинная станица-юбиляр будет чистой и приятной для житья и для взора во все времена!
Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.