После череды засушливых лет природа наконец-то одарила нас богатым урожаем. Казалось бы, радоваться надо, а земледельцы вдруг приуныли: резко упали закупочные цены на зерно и другие культуры. Конечно, мы живём в условиях рынка и в какой-то степени были готовы к тому, что предложение превысит спрос, но чтобы настолько…
Понятно, что отдавать продукцию, выращенную с таким трудом, почти за бесценок обидно. И решили тогда крестьянско-фермерские хозяйства нашего района обратиться к главе правительства Российской Федерации М.В. Мишустину с просьбой разобраться в сложившейся проблеме и оказать поддержку селянам. Вот строки из этого обращения. «Заниматься сельхозпроизводством и раньше было непросто, а в настоящее время складывается удручающая ситуация, когда цены на ГСМ, удобрения, запасные части растут в геометрической прогрессии, а закупочные цены на зерно неимоверно снижаются, — говорится в письме. — Например, в 2021 году литр дизельного топлива стоил 46 рублей, в 2022-м уже 56. Двухсотлитровая бочка дизельного масла стоила 12-15 тысяч, сегодня 30-34. Гербициды были по 240 рублей за литр, теперь по 796. Цена удобрений поднялась с 22,5 тысячи рублей за тонну до 45 тысяч. Запчасти выросли в цене на 150-200%, цены на сельхозтехнику взлетели до заоблачных высот, увеличившись по сравнению с прошлым годом в несколько раз.
А вот как изменились закупочные цены на зерно и другие культуры: лён стоил 55 тысяч рублей за тонну в 2021 году, 22 тысячи в 2022-м; пшеница мягкая 16-20 тысяч в 2021-м, 9-12 в 2022-м; пшеница твёрдая была от 24 до 40 тысяч рублей за тонну, стала 14-16; ячмень закупался по 13-15 тысяч, сейчас – по 5-6; гречиха упала в цене с 37-55 до 20-25 тысяч рублей. При этом указанные цены продолжают снижаться.
Мы просим стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, увеличить закупочные цены, предоставить нам какую-то поддержку. Для поднятия сельского хозяйства на федеральном уровне просим рассмотреть вопросы о продаже сельхозтоваропроизводителям ГСМ и смазочных материалов, удобрений без учёта государственных акцизов и налогов, стимулировании хозяйств за каждую сданную тонну зерна, предоставлении нулевых кредитов для приобретения семян элитных культур, ГСМ, удобрений, средств защиты растений, предоставлении каникул для оплаты земельного налога.
У каждого хозяйства есть кредиты под урожай, мы работаем себе в убыток. При сложившейся ситуации на следующий год мы не сможем восполнить стратегический запас зерновых культур…».
Комментирует ситуацию начальник районного отдела сельского хозяйства Т.Ж. Кинжибулатов:
— Понять производителей можно, но, к сожалению, на местном уровне такую проблему не решить. Конечно, для селян важно, чтобы при большом урожае снижались цены на ГСМ, запчасти, пестициды, ядохимикаты, сельхозтехнику. Пока же выигрывают не производители, а переработчики. Что будет с ценами дальше – прогнозировать сложно. Но в любом случае можно сказать, что нынешний год был удачным. В избытке есть корма, что позволит сохранить и увеличить поголовье скота, у пайщиков есть возможность получить арендную плату, у кого-то сразу за два года. Значит, сытыми будут сельские подворья. Хозяйства обеспечат себя семенами, их не придётся покупать за большие деньги, как прошлой весной. Так что большие урожаи нам нужны. Что касается закупочных цен – такая ситуация сложилась по всей стране. В некоторых регионах ещё хуже обстоят дела. На этой неделе Министерство сельского хозяйства Челябинской области приняло решение о компенсации по потере в цене реализуемых зерновых культур. Это хорошая новость. Сейчас идёт сбор данных, касающихся предстоящей компенсации. Подождём.
А вот мнения и самих сельхозтоваропроизводителей:
Вячеслав Плюшкин, глава КХ «Берёзки»:
— Плохо, что нет государственного регулирования закупочных цен. Вопросы металлургов, энергетиков решаются, а проблемы сельского хозяйства остаются. Возможно потому, что решают их люди, далёкие от сельского производства, ни дня не работавшие в поле. Для сегодняшнего времени это распространённое явление, когда в креслах чиновников сидят теоретики, не практики. Раньше было как? Если ты не начинал с самых низов, не прошёл все производственные этапы, тебя никогда не поставят на руководящий пост. В итоге нет грамотной государственной политики. Поэтому выкручиваемся сами. Да, урожай получили хороший. Часть сдаём – и в «СИТНО» возим, и в Бреды, часть оставим на хранение. Рассчитываются с нами без задержек. Мягкую пшеницу принимают по 11 тысяч, твёрдую по 14-15. При таком раскладе, может, вообще не будем её сеять, слишком уж упал ценник, а затраты большие. Конечно, рассчитывали приобрести технику, улучшить почвы, теперь многие планы приостановили. Не будем увеличивать и поголовье скота, хоть кормов достаточно. Ограничен людской ресурс. Это тоже одна из проблем на селе. Вообще, в идеале нам нужно выдавать по 10 центнеров с гектара, тогда, думаю, таких скачков закупочных цен не будет.
Сергей Выдренков, исполнительный директор ООО «СП Южное»:
— В данной ситуации нас бросили на произвол судьбы. Но у нас есть обязательства по платежам, мы должны выдать зарплаты рабочим, заложить семена на следующий год. Поэтому всё идёт по плану. Сдаём зерно в «Макфу», «СИТНО». Там как всегда занижают его качество. Нет контроля со стороны государства на этом этапе, не отлажен механизм независимой оценки. Это как если бы вас обвесили в магазине. Как лаборатория захотела, так и сделала. Как быть дальше: сдавать зерно или оставлять? Будем исходить из обстановки. Конечно, в сравнении с прошлым годом доход у нас будет выше. Но если посмотреть экономический финал, то он будет ниже среднего. Объём зерна большой, его надо переварить, а это «съедает» финансы. Если, например, в прошлом году мы в Гогино отвезли 100 тонн зерна по 36 тысяч, в этом году 200, но по 18. Выручка та же, а транспортные расходы увеличились. Цена на зерно упала, а все составляющие производственного процесса подорожали, МРОТ поднялся, да и в магазине хлеб дешевле не стал…
Александр Макаров, директор ООО СХП «Яик»:
— Урожай богатый, да. Хорошему урожаю нужен хорошо отлаженный экспорт. А его нет. Вот и падает цена. Убирать нам осталось меньше трети. Сейчас сложно, прежде всего, тем, кому негде хранить зерно. У нас с этим проблем нет. Поэтому будем упорно дожидаться роста цен. Прибыль если и будет, то небольшая. Прогнозы строить сложно в нашем государстве. В этом году особенно. Данная ситуация очень выгодна для переработчиков сельхозпродукции, не для нас. Тем не менее, надеемся на лучшее, не унываем и продолжаем работать.
Татьяна ИВАННИКОВА,
корреспондент.