По дороге к Чёрному Носу

Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

Амбассадор – звучит красиво

А знали ли вы, что Уральские горы не только очень старые (недаром говорят «Седой Урал»), но и очень длинные? Это самая протяжённая горная система России, которая простирается с севера на юг от побережья Северного Ледовитого океана до реки Урал и северо-западного Казахстана на более чем две тысячи километров (>2600).

В прошлом году был поставлен рекорд – уфимец Олег Чегодаев стал первым в истории человеком, пешком прошедшим весь Урал – 3 183 километра. В одиночку! В путешествии он провёл 109 дней, проходя в день по 30-40 км и делясь увиденным в соцсетях. Я подписана на него «ВКонтакте» и регулярно отслеживаю посты этого незаурядного человека. Что чувствую при этом? Немножко зависть, и гордость за уральца, и восхищение силой духа человека. Вот ведь даёт, вот красавчик!

Себя он называет путешественником, фотографом и популяризатором туризма. А ещё – «амбассадором Уральских гор» (задача амбассадора – представлять и защищать интересы представляемого бренда, популяризировать его – ред.). Сам он считает, что амбассадором родного края может стать любой, кто развивает, продвигает и рассказывает о нём людям. Звучит красиво – амбассадор…

Рассказала же я о нём не просто так, а в связи с живописным горным хребтом Оренбургской области Карамурун-тау (переводится как «гора Чёрный Нос»). По мнению Олега Чегодаева, это один из прекраснейших, но обделённых вниманием уголков Южного Урала. Сам он это место любит и бывает там регулярно – в ленте его новостей я нашла больше 20 постов с упоминанием Карамурун-тау.

Когда, следуя своим путём, я увидела из окна машины этот хребет, то в удивлении остановилась. Вышла, сделала пару снимком. Заранее о нём ничего не знала, не «гуглила». Есть в таком подходе своя прелесть – быть приятно удивлённой сюрпризом, а не искать подтверждений чужих слов. Так что в очередной раз поразилась: какие они всё же разные, эти горы…

Кина не будет

От Сибая до башкирского села Исянгулово, райцентра Зианчуринского района, находящегося на самой границе с Оренбургской областью, 180 километров. Вкратце я рассказывала об этом населённом пункте, отмечая его благоустроенность, современность. Дополню лишь, что возле этого села находится одна из пяти действующих в республике солнечных электростанций – зрелище для нас довольно необычное.

На этот раз от Исянгулова мы свернули в сторону села Саракташ, так как хотели посмотреть – хоть мельком – на один из крупнейших в России, по крайней мере на Урале точно, храмовых комплексов. Но близ Саракташа есть ещё одна достопримечательность – не доезжая до села, можно попасть в музей под открытым небом «Красная гора». Почитав пару отзывов в интернете, решила, что обязательно остановимся – интересно же. Дело в том, что на этой горе снимался фильм, посвящённый восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва, «Русский бунт» по мотивам произведений Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «История пугачёвского бунта». Это был совместный проект России и Франции, в главных ролях снялись Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин и другие. Съёмки картины режиссёра Александра Прошкина проходили в конце 1990-х годов, и для них на Красной горе сотрудники и студенты Оренбургского аграрного университета под руководством художников-постановщиков выстроили деревянные декорации, изображающие Белогорскую крепость: избы, мельницу, церковь, крепостную стену.

Но посмотреть на них поближе не получилось – вход на территорию музея преградил шлагбаум, к нам вышел пожилой охранник, который сообщил: постройки рассыпаются, и подходить к ним близко небезопасно. На этой же территории располагается база отдыха «Красная гора», она долго простаивала, но скоро вновь откроется. Тогда-то, мол, и приезжайте – здесь комнату снять можно, сходить в баню/сауну, пообедать в ресторане и т.д. Но нас это не интересовало – хотелось посмотреть на место съёмок исторического фильма. Судя по отзывам, раньше в эти деревянные строения можно было не только зайти, но и сфотографироваться здесь в национальных костюмах 18 века. Снять с себя 21-е столетье, окунуться в «преданья старины глубокой», проникнуться чувствами Маши Мироновой или помещика Гринёва. Но увы, даже для реставрации уже поздно – постройки буквально рассыпаются на глазах, так что таблички «ближе 5 м не подходить» вполне уместны. Так что – «кина не будет». Хотя к Пушкину, говоря об Оренбуржье, мы ещё вернёмся.

Трудные судьбы церквей

Золотые купола Свято-Троицкой обители милосердия видны издалека. Интересно, что её история в СССР началась во время активной антирелигиозной кампании: так, в 1921 году в стране была создана Антицерковная комиссия, а в двадцать пятом появилась массовая общественная организация «Союз воинствующих безбожников», просуществовавшая до 1947 года. Конечно, в годы Великой Отечественной войны градус борьбы с церквями снизился – страна решала другие, гораздо более важные задачи. Но факт, тем не менее, интересный – в военный сорок третий год в Саракташе была зарегистрирована община верующих, а уже после войны, в сорок шестом, жители подали прошение об открытии молитвенного дома. Через год получили землю под строительство, вносили пожертвования, но много ли в те годы послевоенной разрухи они могли оторвать от семьи? Так что в срок здание не было готово. В результате недострой администрация посёлка передала под школу. Но жители не сдались, а добились разрешения построить храм в другом месте. И таки построили! В конце 50-х он был освящён, но уже в 1961 году здание у общины вновь отобрали – храм разграбили, купол сломали, а в помещение алтаря поставили портрет Ленина. В том же году здание было передано под детские ясли.

Переломный момент в истории Саракташского храма пришёлся на 1990 год. Тогда в посёлок на служение приехал молодой священник Николай Стремский. Храм стали восстанавливать, с годами вокруг него разросся целый комплекс зданий – Дом милосердия, часовня, воскресная школа, православная гимназия, семейный детский жилой комплекс, крестильни, колокольня, административные и хозяйственные постройки и т.д.

В 2001 году старое здание храма демонтировали, заложив на этом месте первый камень нового храма, ставшего уменьшённой копией Казанского кафедрального собора, разрушенного в Оренбурге в 30-е годы ХХ века. В 2005 году здесь был освящён и установлен самый большой в Оренбургской епархии колокол. Новое здание церкви торжественно открыли в декабре 2009 года, тогда же случилось и первое богослужение.

Кстати, священник Николай Стремский был известен далеко за пределами области благодаря созданию самой большой семьи в России. В 1992 году в его семью (они с супругой были бездетными) впервые вошли 15 детей в возрасте от полутора до семи лет, оставшихся без опеки родственников. Позже число приёмных детей в этой семье достигло 70. Часть из них были усыновлены, остальные находились под опекой. Но позже произошла очень некрасивая история, вскрылись некоторые факты, после которых священник был лишён ордена «Родительская слава» и отправился в колонию строгого режима на 21 год.

Но эту громкую историю вы, наверное, слышали.

Прилёгший дракон

От Саракташа до села Кандуровки (там же находится железнодорожная станция) расстояние и вовсе небольшое – 38 километров. Слева от дороги, по правому берегу реки Сакмары, вы и увидите цепочку гряд и сопок хребта Карамурун-тау. Это две параллельные линии вершин, протянувшиеся на сто километров в меридиональном направлении. Очень необычные, цепляющие взгляд – скорее, холмы, чем горы, они выглядят как складки на покрывале. Чегодаев пишет так: «Горы здесь будто поднявшаяся волной степь, которая вздыбилась о каменную основу Уральских гор, да так и застыла». И лучше, пожалуй, не скажешь. Многие сравнивают эту гряду со спящим драконом, позвонки которого выпирают вверх. Такой она предстала на снимках фотографа Василия Яковлева, запечатлевшего Карумурун-тау с высоты птичьего полёта.

Тогда при чём тут Нос, да ещё и Чёрный? Одна из пиковых (385 метров) вершин хребта так и называется – Нос, потому что на её южном окончании один из пластов известняка образует карниз, похожий на человеческий нос. Подтверждаю – похож. А вот почему Чёрный?.. Кстати, одна из легенд утверждает, что именно с этой горы наблюдал за переправой своего войска через Сакмару в 1391 году великий Тамерлан.

От хребта Карамурун-тау мы хотели проехать к скале Верблюд – пожалуй, главной природной достопримечательности Оренбургской области. Но не сложилось. Почему – читайте в следующих номерах.

Альбина ИШМУРАТОВА,
корреспондент, фото автора.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии