Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.
Та же степь, те же козы
…Знали ли вы, что в тридцатые годы ХХ века в Кизильском районе работало кустарно-производственная кооперация «Пухтоварищество», которая объединяла 1269 человек – в большинстве своём домохозяек? В 1930 году они изготовили 2 768 пуховых платков. А уже в следующем году – 14 600 платков (!) на общую сумму 618 746 рублей.
Увы, найти более подробную информацию об этой кооперации уже трудно – чуть не сто лет минуло. Какими были эти платки, сохранились ли где? И что за пух использовали мастерицы, каких коз держали?
Вопросы, вроде бы, пустячные. Если не знать, к примеру, такого факта, что оренбургские платки – один из символов России – обязаны своей известностью особому пуху местных коз: самому тонкому в мире! Его толщина составляет 16-18 микрон, в то время как пух ангорских коз (мохер) – 22-24 мкм. Вместе с тем, этот пух очень прочный – прочнее шерсти. Поэтому изделия из оренбургского пуха – все эти шали и паутинки – особенно нежные и мягкие, но при этом практичные и долговечные. А всё, мол, потому, что местные козы привыкли к оренбургскому климату (резко континентальному: от -40 зимой до +40 летом) и степной траве, очень полезной для козьей шёрстки, – отсюда и волшебные свойства пуха. Так, может, и кизильские платки были не хуже? Ведь условия практически те же.
Из истории платка
Как бы то ни было, этому промыслу уже около 300 лет.
Пуховязание возникло в Оренбургской губернии в начале XVIII века как русский казачий промысел, который иногда называли вдовьим. Казаки погибали, а их вдовы зарабатывали на платках и растили детей. Для промысла в XIX веке была выведена порода оренбургских коз с длинным, мягким и тонким пухом. Мировое признание пуховый платок получил в 1857 году, когда был представлен на международной ярмарке в Париже.
В 1891 году цесаревич Николай во время путешествия по Уралу останавливался на ночлег в избе купчихи Дарьи Кретовой. Вся изба у неё была белой: пуховые паутинки висели на окнах, как занавеси, лежали на кроватях вместо покрывал, дорога от дома до храма, где совершался молебен в честь цесаревича, была устлана платками, словно пушистым снегом… Николай был так растроган, что подарил купчихе бриллиантовый перстень.
В ХХ веке пуховые шали продолжали носить для тепла, в том числе мужчины (как, например, классик русского театра Константин Станиславский). Барышни любили дополнить «паутинкой» изящную шляпку. Платок можно встретить в описании женских костюмов у Алексея Толстого и Ивана Бунина. В советский и постсоветский период классическая школа пуховязания сохранилась в деревнях Оренбургского края. Эти навыки передавались из рода в род, и девочки начинали постигать тайны ремесла с раннего возраста.
В 1958 году появилась песня «Оренбургский пуховый платок», которую создали композитор Григорий Пономаренко и поэт Виктор Боков. Идея пришла Бокову на местном рынке, где он купил платок и отправил посылкой своей маме. «Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний холодный вечер на её плечи ляжет эта тёплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь её текст».
Первым исполнителем песни был Оренбургский русский народный хор. Первая репетиция не задалась, но после авторы получили из Оренбурга письмо, где участницы писали: «Спасибо за песню! Очень она нам удалась. Девушкам нашим, хористкам, связали оренбургские платочки-паутинки. Выходят на сцену, рассаживаются кружочком, накидывают на свои плечи эту паутинку. Поют и плачут. И в зале не без того… По многу раз подряд петь «Оренбургский платок» заставляют. И мы вновь её затягиваем вместе с залом». Так и стала эта песня визитной карточкой Оренбургского хора.
Но широкому зрителю эта песня полюбилась в исполнении Людмилы Зыкиной. Благодаря ей пуховый платок и образ матери навсегда слились в единое целое.
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок – даже сердце отдать…
Передать тепло рук
На том же проспекте Ленина в Орске находится музей-магазин «Оренбургские пуховницы», и мимо мы, конечно, не прошли. Что увидели? Ожидаемо – платки. Традиционных шалей, к которым мы привыкли, почти нет, а вот самых разных паутинок – тончайших, нежнейших расцветок – множество.
Вообще, оренбургские платки бывают нескольких видов. Простой пуховый платок из серой или белой нити, толстый и тёплый, называется шалью. Ажурное изделие тонкого прядения – паутинкой. Её надевают как украшение по случаю праздника, торжества. Есть ещё палантин – это тонкий шарф или накидка. И уж всякий знает, как проверить, натуральный платок перед вами или нет: надо пропустить его через обручальное кольцо. Правда, так можно поступить только с платком тонкой ажурной работы. Если он более плотный, то фокус не удастся.
…День выдался ненастный, и музей-магазин был пуст – мы были единственными посетителями. А потому продавец Наталья, которой прискучили телефон и соцсети, охотно вступила в разговор. Она рассказала: изделия вяжут на дому местные мастерицы, и на базаре их можно купить дешевле. Ведь там нет аренды, зарплат продавцов… Продемонстрировала нам ажурную перчатку, украшенную бусинами. «У меня подруга в таких ходит, говорит, очень тепло (несмотря на «дырочки»). Но я мерзляка, мне такие не подходят», — заметила она, примеряя пушистое облачко.
Изделия, как и всякое ручное творчество, не из дешёвых: перчатки стоят 2000 рублей, паутинки простые – 5500, с узором – 7500, роскошная двухцветная шаль на манекене – 30 тысяч. Кстати, кроме платков и перчаток, в продаже имеются вязаные шапки, детский джемпер, даже жабо.
Есть и организации, изготавливающие платки: это «ОренбургШаль» (ручное производство по старинным технологиям) и «Фабрика Оренбургских пуховых платков» (производство на вязальных машинах с доработкой вручную). Товары можно купить через интернет-магазины, и я для интереса заглянула, чтобы сравнить цены. Взяла позицию «паутинки». Итак, на сайте «ОренбургШали» самую дешёвую паутинку предлагают за 3500 рублей, самую дорогую (больших, стоит признать, размеров) – за 29 тысяч. На сайте «Фабрики», где платки, как сказано, вяжут на машинках, они дешевле: можно купить косынку за 2000 рублей, но можно и за девять. Справедливо, конечно. Машинка работает по стандарту, да и тепло рук не передаст.
Кстати, новый оренбургский платок не должен сильно пушиться (на рынке излишняя пушистость должна вас насторожить), так как для паутинок в качестве основы используют шёлковую нить, а для шалей – хлопчатобумажную. То есть в паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (или хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок начинает пушиться во время носки, согревая и радуя вас. И носится при этом очень долго.
Считается, что изделия из козьего пуха помогают в лечении радикулита, остеохондроза, простуды, мигрени, ангины, не вызывают аллергию. Пух хорошо поглощает влагу, обладает высокими гигиеническими свойствами, очень низкой теплопроводностью – сохраняет тепло нашего тела, растяжим, упруг и мягок.
И ещё два интересных факта. В 2017 году в книгу рекордов России был занесён самый большой в мире Оренбургский пуховый платок. Он имел площадь 400 квадратных метров, и на его создание ушло 46 килограммов пряжи. В том же году в Оренбурге (ул. Переселенцев, 1/1) установили бронзовый памятник легендарному животному – оренбургской козе. Тёмная бронзовая коза с длинными пуховыми прядями накрыта сверкающим, как драгоценность, платком с традиционными зубчиками. На фоне платка – графическое изображение Оренбурга.
…Ушли мы из музея-магазина без обновки, но с сувениром – деревянной матрёшкой-брошью, напоминанием о поездке в Орск.
Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.