Город крылатого коня

Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

Вспомнить Павла Бажова

Давно ли вы читали Бажова? Наверняка ещё в школе. А помните его «Уральские сказы» и героев – Медной горы хозяйку, Данила-мастера, Огневушку-поскакушку? С одной стороны, стыдно жить на Урале и не знать этого автора. С другой – кого сейчас пристыдишь нелюбовью к чтению?

… Наспех перечитать их мне пришлось в прошлом году, когда коллега попросила написать текст-затравку ко Дню металлурга. (Привожу его здесь же.) Александра, главный редактор газеты «УГМК-Вести», где я когда-то работала, напомнила: «Это была ваша идея – связать имя писателя и металлургию. Возьмётесь?». Признаться, какова была эта идея, напрочь вылетело из головы. Но затем всё разъяснилось, отказываться было не с руки, и я согласилась набросать материал, который затем был разослан (в качестве образца) журналистам, работавшим на холдинг.

Вот тогда-то и пришлось «пролистать» в интернете страницы сказов про Урал, про богатые недра, привлёкшие сюда купцов-промышленников, про местных оружейников, издавна славившихся мастерством, вспомнить героев книги, чтобы найти нужный персонаж. Любой не годился, ведь тот же Данила-мастер работал по камню. А приближался День металлургов. Наконец нашла то, что нужно, – «Иванко-Крылатко», сказ про уникальное искусство гравюры на стали и талант златоустовского художника Ивана Бушуева. Лицо это, кстати, реальное – работы русского мастера хранятся в краеведческом музея самого Златоуста, а сабля – так даже в Оружейной палате Московского Кремля! С лёгкой руки «Иванко» на гербе города появилось стилизованное изображение крылатого коня – как олицетворение таланта местных мастеров.

Тогда же мимоходом выяснила, что городу Златоусту посвящён не один, а целых пять сказов известного уральского писателя. Один из его биографов даже отмечал, что у Бажова «…о Златоусте как заводе, о его мастерах и прославленной первой в России булатной стали говорилось очень часто. Так часто, что, мне кажется, Златоуст был у Бажова городом-фаворитом, в числе немногих после родных городов Сысерти и Полевского».

Именем Бажова названа одна из улиц Златоуста в районе вокзала.

Работали на оборону

Златоуст является центром Горно-Заводской зоны. Город стоит в долине реки Ай, в 110 км к западу от Челябинска, доехать из областного центра сюда можно по федеральной трассе М-5. Его основали в середине XVIII века, когда было начато промышленное освоение Южного Урала. В 1751 году тульские промышленники Мосоловы заключили в Оренбургской губернской канцелярии контракт на строительство железоделательного завода на речках Сатка и Куваш. По этому контракту завод было велено «именовать и писать Златоустовским». Позднее Мосоловы решили строить завод восточнее – на реке Ай, при впадении в неё Тесьмы, в том месте, где и стоит сегодня город. Вскоре получили разрешение, оформленное указом Берг-коллегии от 31 августа 1754 года. Эта дата (11 сентября по новому стилю) и принята в качестве официальной даты основания Златоуста.

Название города восходит к имени крупнейшего византийского философа и богослова Иоанна Златоуста, именно поэтому местные считают его святым покровителем города. По одной из версий, выбор имени определён тем, что контракт 1751 года был заключён накануне дня Иоанна Златоуста (13 ноября), по другой – тем, что икона с образом святого была фамильной у Мосоловых.

Местные руды славились исключительной чистотой, что делало местную металлургию очень развитой. Неудивительно, что история города связана с металлом и его обработкой. Со временем Златоуст превратился в крупный центр военного производства – в 1815 году здесь открылась Оружейная фабрика, и во второй половине XIX века она почти полностью обеспечивала потребности российской армии и флота в холодном оружии для нижних чинов. А Златоустовский завод, начиная с 1811 года, был крупнейшим производителем артиллерийских снарядов.

В те же годы Златоустовский горный округ стал одним из крупнейших российских центров золотодобычи (добыча велась на открытых в 1797 году Миасских золотых приисках). Именно здесь в 1842 году был найден знаменитый «Большой треугольник» – самый крупный золотой самородок за всю историю золотодобычи в России (весом 36,0221 кг!).

В середине XIX века заводской посёлок Златоуст стал одним из крупнейших населённых пунктов Урала: в 1850 году он занял пятое место по населению (10 тысяч человек) после Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Перми и Тюмени. Челябинск, кстати, находился тогда на 60-м месте – здесь проживало человек шестьсот. Городом областного подчинения Златоуст стал в 1934 году с образованием Челябинской области.

В годы Великой Отечественной войны он без праздников и выходных работал на оборону, выпустив 1,58 млн тонн стали, 1,4 млн тонн проката, 13,8 млн корпусов снарядов и мин, 109,5 тыс. пулемётов различных марок, 41,8 тыс. авиационных пушек. В начале войны Златоустовский металлургический завод был единственным в стране, выпускавшим высококачественную сталь. В плане «Барбаросса» на приложенной карте были нанесены направления ударов авиации по промышленным центрам Урала – Нижнему Тагилу, Свердловску, Златоусту и Магнитогорску.

Сегодня это третий по численности населения город в Челябинской области (после Челябинска и Магнитогорска, 165 тыс. человек), крупный промышленный и культурный центр Урала. И самый высокогорный из уральских городов – застройка располагается на высоте 400-600 м над уровнем моря, а перепад высот у различных городских улиц превышает 200 метров.

«Не презирай клинка стального…»

Заводы, сталь, оружие – это всё наследие людское. А вот природной визитной карточкой Златоуста является трезубец Таганая (в переводе с тюркского Таган-Ай – «Подставка Луны»). Тридцать лет назад на территории горного комплекса создали национальный парк «Таганай». В его описании находим: «Здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы – горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса. На территории парка находятся и старинные минеральные копи, богатства которых представлены в коллекциях многих минералогических музеев как в России, так и за её пределами (к настоящему времени на территории Златоустовского городского округа обнаружено около 180 видов и разновидностей минералов)».

Я подписана ВКонтакте на группы обоих национальных парков Челябинской области. «Таганай» представлен так: «… это маршруты для туристов с любым уровнем подготовки, от однодневного похода на Чёрную Скалу, откуда открывается невероятная панорама на хребты Большого Таганая, до многодневных восхождений на вершины Юрмы, Ицыла, путешествия в Долину Сказок». Словом, очень заманчиво. Но хотя жизнь здесь не замирает никогда, даже зимой (20 февраля, например, в парке пройдёт традиционный таганайский горный марафон «Лыжня за облака»), побывать здесь впервые хочется летом.

Так что по приезде мы решили удовлетвориться экскурсией по городу. Первым делом побывали в музее Златоустовской оружейной фабрики – мол, если уж ты в городе, не зайти сюда непростительно. Музей открыли не так давно – в 2015 году, приурочив событие к 200-летию предприятия. Во-первых, им есть что показать, ведь фабрика – почти ровесница города, во-вторых, в своё время, как выше писали, она была монополистом по выпуску холодного боевого оружия (и это о чём-то говорит), а в-третьих, фабрика является родиной уникального художественного промысла – Златоустовской гравюры на стали.

Здание действующей фабрики находится неподалёку от ТЦ «Агат», на чью парковку нас и привёл навигатор. Билеты в музей были куплены в фирменном магазинчике, который, как и сам музей, находится в здании фабрики. Заходишь туда – и буквально слепнешь: так сверкает полированный металл! Даже ёлочка в зале украшена не игрушками, а узорными стальными пластинами. (Дело было в январе.) Ну и цены здесь не бросовые: нулей порой не сосчитать. Впрочем, наверно, оправданные – это же не поточное производство, а статусные вещи, отличный подарок и сувенир на память о городе.

Музей предлагает несколько видов экскурсий: обзорная (если идёте семьёй, двое взрослых и двое детей, билеты обойдутся в тысячу рублей; вообще, чем многочисленнее группа, тем дешевле билеты), «Секреты гравёрного мастерства» (в ходе неё можно увидеть, как изготавливается знаменитая гравюра на стали; по стоимости – то же самое), «По следам великого мастера» (в ходе экскурсии можно научиться собирать и разбирать кортик, стать на время художником-гравёром; только для организованных групп, детские билеты – 150 рублей). А также мастер-классы по росписи ножа с травлением и гравировкой (ножи забирают с собой), которые стоят: для 1-2 чел. – 1000 рублей, 3-20 чел. – 650 рублей, от 21 чел. – 550 рублей.

Мы пришли в будний день, с утра, так что оказались единственными посетителями. Решили осмотреть всё сами – так, конечно, менее познавательно, зато без поводка, свободно. Да и вежливую заинтересованность лишний раз не изображать.

Хотя изображать бы и не пришлось – правда захватывающе. Столовые приборы и посуда, предметы личного обихода, стол и стулья, много-много картин – и всё это из железа! Не говоря об оружии – расписном, отделанном серебром и золотом, богато инструктированном камнями. Вот уже где рай для мальчишек!

Несколько экспонатов лежат в открытом доступе – сабля, пара автоматов, пулемёт. Надев выданные при входе одноразовые перчатки, их можно трогать, брать в руки, фотографироваться с ними. Ещё одна фотозона – на медвежьей шкуре, за тяжеленным столом, на котором стоит красивый поднос с тремя бокалами. Фото из серии «красиво жить не запретишь». Впрочем, снимки и правда получаются что надо.

Загадай желание

В тот же день мы побывали на Башне-колокольне и прогулялись по мини-парку имени П.П. Бажова. Место это находится в посёлке Красная Горка на окраине Златоуста.

Башню-колокольню построили рекордно быстро – всего лишь за 6 месяцев (с 12 мая по 11 ноября). Строители трудились в две смены. Открыли её для посетителей в 2006 году накануне 1600-летия прославления Святителя Иоанна Златоуста. Обнаружилось интересное совпадение – на колокольню ведут 184 ступеньки, ровно столько же, сколько длилось её строительство. С тем, как оно шло, можно ознакомиться в башне, где установлен стенд со 184 фото – по числу дней.

Отправляясь сюда, прочитали, что Башня-колокольня с часовней святого Иоанна Златоуста имеет необычную для Урала архитектуру в духе западно-европейского зодчества. Сами в этом понимаем мало, так что просто признаём – красиво.

Общая высота башни – 53,4 метра. Есть две смотровые площадки. Экскурсии проводятся для всех – как для групп, так и для пары человек. За двоих мы заплатили 550 рублей. «Хорошо, что обошлись тесным кругом своих», — думаем мы, ведь лаз от ступеньки к ступеньке становится всё уже. Хотя экскурсовод заметила – даже невесты в пышных юбках пролазят, есть здесь такая традиция – посещать в день свадьбы башню и загадывать желание. Вид сверху, конечно, отличный: перед тобой весь город, пруд, хребет Уралтау, тот же Таганай. Впечатляющее зрелище.

На верхней площадке висит бронзовый колокол-благовест весом 1300 килограмм и диаметром 1,2 метра. Отлили его в Свердловской области – на заводе «Пятков и Ко» (г. Каменск-Уральский). Считается, что колокольный звон благоприятно влияет на здоровье. А ещё он, мол, исполняет желания. Держась за поручень (высоко всё же!) и загадав желаемое, размахиваюсь и бью. Аминь.
Около башни установлен памятник святителю Иоанну Златоусту (скульптор – В.П. Жариков), в основании которого заложена плита, привезённая на Урал с места смерти святого. Кстати, этот монумент появился раньше башни.

В 2015 году Златоусту повезло дважды – помимо музея, в городе по инициативе завода «Стройтехника» появилась ещё одна туристическая достопримечательность: рядом с башней был открыт Горный парк им. П.П. Бажова. Здесь можно увидеть известных персонажей бажовских сказов: Хозяйку Медной горы, Огневушку-поскакушку, Серебряное Копытце, Данилу-мастера, других. Здесь же – деревянная избушка Бабы-яги, лесной трон, колодец, Змей-Горыныч, читающие каменные мальчики и девочки и многое другое. Летом работает фонтан, оформленный в виде книги.

Есть тут и сложенная из камней 9-метровая «башенка» с изображением Каменного цветка наверху. Летом по ней тоже струится вода. Пишут, что на создание этих объектов ушло более 500 тонн камня из восьми карьеров – использовался Мансуровский и Бердяушевский гранит, Атлянский мрамор, скальные породы с карьера Радостный, скалы-останцы с хребта Уреньга, малахит и азурит с Михеевского карьера и т.д.

Рядом – смотровая площадка, в центре которой поднимается Дуб жизни – ковано-сварная скульптура из меди высотой около 5 метров. На нём разместились 22 обитателя (птицы, животные, насекомые), но найти их всех непросто. Нам не удалось.
Вот так: с Бажова начали – им же и закончим. Побывав в Златоусте, мы поняли, что автора здесь ценят и любят. Как и он ценил – завод, людей труда, Мастерство – вот так, с большой буквы. И Урал – наш общий дом.


Сказки? Когда тебе целых восемь лет – и сказки? Несерьёзно, товарищи. Восемь лет – это уже тебе и Тик Ток, и «стрелялки», на худой конец – «Гарри Поттер» с узниками и полукровками. Ну уж никак не сказки. Как, скажите, почти взрослому мужчине верить в то, что козы разговаривают, а волки в чепчиках в кровати лежат и бабушками притворяются?

Но с мамой не поспоришь: сказала надо – значит, надо. Боится, что Витька за летние каникулы одичает и читать разучится. Наказала им с папой, который тоже на «каникулы», то есть в отпуск вышел, читать каждый день, и не абы что, а хорошие, толковые книжки. Тут отец своё детство и вспомнил. Были, говорит, такие сказки – сказы, точнее, – их Павел Бажов написал. Про места наши, про горы Уральские. Любил я их, говорит, в детстве, перечитывал часто. Тут и Витьке любопытно стало.

Достали они с полки книжку, выбрали наугад – «Иванко-Крылатко». Стали читать. А там про наших мастеров, про сабли и немцев. Совсем как в кино. Заслушался Витька. Если и перебивал, то только по делу – чтоб спросить. Что такое сталь булатная? А насечка? Чугунная боковушка? И что значит «коней до косточки знал»? А-а, не в том смысле… Отец всю жизнь металлургом работал, но и ему в словари пришлось заглядывать. Он всё про доменные печи знает, про станы прокатки. Так расскажет – как про живых, как про друзей-товарищей. Витька любил отцовы рассказы.

Но это теперь, а двести лет назад? Ведь всё по-другому было! Зато смысл Витька хорошо уловил, за примером далеко идти не надо: вот он, всю жизнь с тобой. Отец ведь тоже мастером считался и дело своё любил. В работе что главное? Правильно Бажов подметил – чтоб рука посмелее и глаз повеселее. Чтоб искра была, чтоб с любовью и фантазией творить. Дисциплина, конечно, важна, но одного порядка мало. Кто по звонку будильника живёт, кто работает – от сих и до сих. Таких скучливых никто не любит: ни печка доменная, ни Хозяйка Медной горы. Про неё Витька с папой тоже прочитали.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии