Шиханы должны жить, или Туда, где много воздуха. Часть 13

Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

Хватит издеваться!

На днях в сети промелькнула информация о том, что австралийские учёные построят чёрный ящик Земли – неразрушимый самописец, который будет фиксировать данные последних десятилетий человеческой цивилизации на случай гибели из-за глобальной климатической катастрофы. Его установят на западном побережье австралийского острова Тасмания к концу 2022 года, чтобы тот «документально фиксировал все шаги человечества, приближающие его к экологической катастрофе». Самописец будет собирать в интернете данные о глобальном потеплении в онлайн-режиме и, возможно, поможет будущим жителям планеты понять причину исчезновения цивилизации.

Жутковато звучит, правда? Но, хотя учёным и известно намного больше нашего, за изменениями климата наблюдаем все мы. Не просто наблюдаем – участвуем в этом. Да-да, пусть мы и не владельцы дымящих «заводов-пароходов». Но ведь всё начинается с малого – с нашего нерадивого отношения к лесам, рекам, ко всему, что окружает. С молчаливого согласия на все безобразия, что творятся рядом. И когда вдруг на фоне всеобщего пофигизма звучит резкое «хватит!», мы даже несколько теряемся. А ведь кому-то хватает смелости сказать: «Хватит издеваться над природой!»

… Башкирские – или Стерлитамакские – шиханы, эти одиноко стоящие горы-холмы, называют самыми уникальными из известных в России. Они протянулись вдоль реки Белой на расстоянии двадцати километров и ещё 70 лет назад состояли из четырёх гор: Торатау (Крепость-гора), Куштау (Птица-гора), «Юрактау (Сердце-гора) и Шахтау (Царь-гора). По сути, эти горы – громадные рифы, которые формировались на дне древнего океана целых 14 млн лет. Их создавали древние организмы, вымершие в конце пермского периода: губки, кораллы, водоросли, мшанки, иглокожие… В этом их огромная ценность. Но в этом и их слабость: чистый, почти без примесей, известняк, который можно добыть надземным способом, превратил горы в лёгкую добычу для промышленников.

Стёрли до основания

К разработке Царь-горы, Шахтау, стерлитамакское предприятие по производству соды, которое сегодня называется «Башкирская содовая компания» (БСК), приступило в 1950-х годах. За несколько десятилетий гора, формировавшаяся миллионы лет, попросту исчезла.

Производители рассчитывали и на другие шиханы. Правда, геологоразведка показала, что известняки Куштау непригодны для изготовления соды. Лучшим кандидатом был назван Торатау, а Юрактау, в сырье которого обнаружили примеси глины, бизнесмены решили оставить «на закуску». Но вот незадача – с 1965 года Торатау, а с 1985 года и Юрактау стали считаться особо охраняемыми территориями (ООПТ). С тех пор их нельзя не то что разрабатывать, но даже подвергать дополнительным геологическим изысканиям.

БСК многократно пыталось лишить эти две горы охранного статуса, грозя в ином случае сократить и закрыть производство, хотя альтернативных источников сырья им предлагали предостаточно: Альмухаметовское, Худолазское, другие месторождения. Но все они находятся на расстоянии от 50 до 200 км, а это транспортные расходы, логистика… Опять же – нужно модернизировать производство, а значит, вкладывать в его значительные суммы. Шиханы же вот они – под боком. И отказать им было не так просто: государству нельзя было забывать, что «Башкирская содовая компания» является главным производителем пищевой и кальцинированной соды в России, занимая 85% рынка страны, плюс крупнейшим налогоплательщиком республики и градообразующим предприятием Стерлитамака, от работы которого зависят тысячи человек. То есть просто так отмахнуться от притязаний предприятия было нельзя. Но и отдавать реликтовые горы, этот символ Башкортостана, на съедение бизнесу люди не хотели.

Вместе можно отстоять

Не получив желаемое, то есть гору Торатау, БСК «согласилась» и на Куштау. И в 2020 году таки получила лицензию на добычу известняка сроком на 20 лет. Но тут на помощь шиханам пришли люди, выстроившись вокруг Куштау живой цепью. Затем к экозащитникам подключились общественные деятели: Юрий Шевчук выпустил клип «Шиханы должны жить», Максим Галкин – видеобращение.

Источник фото: Regnum.ru.

И всё же БСК не отступала: на Куштау началась массовая вырубка леса, которая спровоцировала новую волну протеста. Активисты отправляли письма в Генпрокуратуру и Минлесхоз, а местные жители организовали у подножия горы палаточный лагерь и перекрыли дорогу грузовикам. О проблеме шиханов тогда узнали не только в Москве, но и за рубежом. В течение последующих трёх недель у горы происходили ожесточённые столкновения между сотрудникам ЧОПа, нанятого БСК, полицией и защитниками шихана. Наконец в середине августа для разрешения конфликта сюда прибыл глава региона Радий Хабиров, призвав протестующих разойтись и пообещав заморозить работы, пока стороны не придут к компромиссу. Затем он сообщил, что если в течение двух недель БСК и местные жители не договорятся, то Куштау объявят памятником природы. И слово своё сдержал: 2 сентября 2020 г. был опубликован документ, подтверждающий присвоение последнему шихану статус ООПТ республиканского значения.

Священный Торатау

Называют шиханы Стерлитамакскими, хотя на территории одноимённого района стоит лишь один из них – Юрактау. Два остальных, Торатау и Куштау, находятся на территории Ишимбайского района. Мы побывали здесь в тот же день, когда «навещали» водопад Кук-Караук и Салаватскую пещеру. Удобно, всё рядом.

Самый большой по площади – шихан Куштау. Он вытянут в длину, и у него три вершины. Зимой здесь работает горнолыжная трасса.

Юрактау также называют Лысой горой, хотя она отнюдь не такая – деревья здесь тоже растут. У подножия горы есть родники, а также озеро Мокша.

Самый высокий и самый известный среди туристов шихан – Торатау. На самом деле он не так высок, всего 280 метров, но одиночную гору в форме правильного конуса, да ещё с крутыми склонами, по которым не так просто залезть, видно издалека.

Когда-то территория вокруг шихана и озеро Тугар-Салган у его подножия считались священными. Здесь нельзя было заниматься сельским хозяйством, тревожить и уж тем более осквернять эти места. Местные башкиры издревле совершали на горе языческие обряды. И здесь же хоронили аулия – святых праведников. А ещё в 2010 году здесь появился памятный знак – «Камень родов», так как тут собирались башкирские роды для принятия важных решений.

Словом, место непростое, как ни крути. Тут тебе и дань уважения предкам с их законами и верой, и геологическая летопись нашей планеты. Последний аргумент стал причиной того, что геопарк «Торатау» год назад внесли в список 16 кандидатов на включение в Глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО. Если вопрос решат положительно, это будет вторая территория в республике и в России в целом, наделённая таким высоким статусом.

В следующем году на вершину шихана построят эко-лестницу длиной около 1000 метров. Взбираться наверх можно будет только по ней, чтобы не нанести ущерб местной флоре и фауне. Давно, кстати, пора, ведь сегодня каждый карабкается где и как хочет. Какая уж тут сохранность краснокнижных растений и животных?

По пути будут смотровые площадки со скамейками, где можно будет передохнуть, оглядеть окрестности. У подножия построят большой визит-центр, другие объекты.

… И знаете, когда стоишь на вершине Торатау, что-то такое чувствуешь. Это трудно объяснить словами. Будто ты сопричастен к чему-то великому, даже если сам ничего не сделал. Такая уж эта гора.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии