Причина проста: вышел закон по валежнику, и люди переключились на него.
Весна хоть и припозднилась в этом году, но природа всё равно своё возьмёт, и вскоре после схода снежного покрова опять начнётся пожароопасный период.
Каждый год об этом предупреждают, грозят штрафами, и всё равно гектарами выгорают степи, леса. Неужто не жалко? Ведь если степь восстанавливается сравнительно быстро, то деревьям надо расти годы! Не одно десятилетие пройдёт, прежде чем на месте горельника возродится полноценный лес.
Генеральная Ассамблея ООН в ознаменование значимости лесов всех типов и их важной роли в жизни человека провозгласила 21 марта Международным днём лесов. В этом году ключевой темой является восстановление лесов, которое способно стать путём к выходу из кризиса и благополучию.
А как у нас обстоят дела в лесном хозяйстве? Есть ли случаи незаконной рубки деревьев? Сколько пострадало от лесных пожаров? Кто и как занимается восстановлением лесных массивов? Эти вопросы мы адресовали заместителю начальника территориального отдела Брединского лесничества Людмиле Владимировне ВИНИЧЕНКО.
— Надо сказать, что в сравнении с прошлыми годами нарушений лесного законодательства стало меньше. В 2020 году было составлено 36 протоколов по ст. 8.32, ч. 1 КоАП РФ «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах». На местах вырубок порубочные остатки положено сжигать в пожаробезопасный период, но, к сожалению, так поступают не всегда. По сравнению с 2018 годом снизился и процент уголовных дел по ст. 260 ч. 1 за незаконную рубку. Трое нарушителей не оплатили вовремя штрафы по ст. 8.32, и дела отправлены судебным приставам для взыскания. И напротив, есть лесопользователи, которые достойны похвалы. В прошлом году у нас было заключено 173 договора на заготовку древесины для собственных нужд. Под сплошную санитарную рубку выделялось 29 гектаров. (В 2016-м, когда сгорели новинские леса, – 105 га.) Почему меньше в этом году? Потому что вышел закон по валежнику, и люди переключились на него. Многие звонят, консультируются и даже присылают фотографии: подходят ли эти деревья под определение валежника, можно ли брать. Для того, чтобы выписать древесину, нужно написать заявление и приложить справку на отапливаемую площадь, если есть баня – на неё 5 кубометров положено, на дом – не более 10 кубов. Наш специалист показывает делянку, которую лесопользователь после вырубки должен зачистить в обязательном порядке, убрать всё за собой. При сборе валежника тоже нужно стараться не повредить молодой подрост. В Бредах много протоколов составлено за такое нарушение.
Часто интересуются, как получить деловую древесину на основании 204 закона – 50 кубов раз в 50 лет на строительство. Нужно обратиться в лесничество с заявлением. Если таковой нет в районе, то могут предложить по области, где её можно заготовить по льготной цене.
Что касается лесопосадок и восстановления лесов – лесопосадки тоже находятся под нашим контролем, в них также можно заготавливать валежник. К сожалению, сейчас нет возможности следить за состоянием лесополос, как это делалось раньше. Например, в 2006 году в штате у нас насчитывалось 58 человек, а сегодня в ППУ (пожарно- производственном участке) работают 5 человек и в нашем территориальном отделе двое – я и лесничий Александр Павлович Шаранов. Для восстановления лесов у нас имеется питомник, где выращиваем берёзу, ясень. В этом году планируем засадить саженцами 30 га. В Бредах тоже есть посадочный материал. Высаживать будем там, где нет естественного лесовосстановления. Весной для этой работы привлекаем желающих из деревень. Количество рабочих зависит от финансирования. Бывает, что приходится это делать и своими силами, вручную.
Словом, работа ведётся. И разъяснительная, и восстановительная, и карательная, если нужно. Огорчает, конечно, тот факт, что ещё далеко не все граждане ответственно относятся к природным ресурсам, считая их неистощимыми. В нашей степной зоне лесов и так немного, поэтому давайте будем беречь то, что подарено природой.
Татьяна ИВАННИКОВА, корреспондент.