Исследуя водоёмы, учитель со школьниками прошли две сотни километров и совершили 15 экспедиций.
Продолжение. Начало в №45.
Река Зингейка
Всем известен Аркаим, расположенный на границе Брединского и Кизильского районов. Есть поселения ариев и в окрестностях посёлка Кацбахский. Так, согласно «Реестра археологических памятников» в районе Кацбаха, по рекам Зингейка, Сухая и Камурчи, находятся 73 таких объекта (стоянки, неукреплённые и укреплённые поселения, курганные могильники, курганы). Вообще на территории нашего района расположено три укреплённых поселения – это Кизильское, Сарым-Саклы и Куйсак.
Сарым-Саклы – это поселение ариев эпохи средней бронзы Южного Урала, памятник «Страны городов», уникальной цивилизации, которая протянулась на 400 километров с севера на юг вдоль склонов Уральских гор и на 120- 150 километров с запада на восток. Открыто оно было в 1987 году. Находится на правом берегу Зингейки, в 6,2 км от Кацбаха (на северо-восток), в петлеобразной излучине реки. По расположению и планировке, построенной на основе астрономических вычислений, Сарым-Саклы схож с поселением Аркаим. Диаметр поселения, обнесённого защитными валами и рвами с водой, составлял 135 метров, по периметру внутренней стороны внешнего вала располагались 30 жилищ. Они расходились радиально от центральной площади (как и в случае с Аркаимом). Памятник датируется серединой II тысячелетия до н.э.
В районе поселения, где сейчас по правому берегу Зингейки идёт просёлочная дорога, на небольшом холме стоит необыкновенный бело-серый камень. Он большой и плоский, в силу чего его нельзя не заметить – вокруг таких камней не встретить. Мало того, на нём есть красивое оранжевое природное «родимое пятно». Это – менгир (менгиры – мегалит в виде дикого камня или каменной глыбы, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Назначение менгиров не выяснено по сей день. Однозначного ответа нет. Больше всего учёные сходятся к их культовому служению).
…Мы продолжали своё путешествие. И вдруг попали в невероятное место – на природную фабрику духов. Воздух был напоен чудным ароматом, очень знакомым. Он наполнял всё пространство и незримо властвовал над всем… Нам невероятно повезло! В моей жизни такое случилось впервые. Через каких-то 60 метров волшебный аромат пропал, его сменил обычный речной запах: «коктейль» из воды, водорослей и прибрежной растительности. Хочу на следующий год выбраться сюда снова, чтобы ещё раз оказаться в природном оазисе. Возможно, удастся разгадать, что за прибрежные травы излучают этот невероятный и столь притягательный аромат.
Через полтора километра мы вышли к Александровскому золотому прииску, который находится недалеко от реки. Открыт он был в 30-е годы XX столетия, но в годы войны закрылся. Теперь, спустя десятилетия, на прииске возобновились работы по добыче золота. Кстати, о кацбахском золоте есть множество невероятных историй, которые я собрал и описал в брошюре «Легенды и мифы Кацбаха».
Ещё через два километра мы подошли к месту, от которого пройдём с Исламом остальную часть русла. Это случится 3 октября. Здесь через Зингейку проходит дорожная трасса, имеющая насыпной мост, в котором уложены четыре 100-сантиметровых трубы. Здесь русло местами сужается до метра. Впрочем, время, которое было отведено на этот поход, истекало. Надо было возвращаться домой.
***
Вторая экспедиция на Зингейку случилась 5 сентября. Мы начали движение от моста в Кацбахе и шли правым берегом, по течению реки. Через 300 метров русло Зингейки с севера-запада резко поворачивает на юго-запад и только у утёса «Каменная собака» снова направляется на северо-запад. В километре от моста, с южной стороны, в Зингейку впадает река Куликовка.
…До утёса «Каменная собака» мы добрались за час, проделав около полутора километров. В былое время вода подмывала основание утёса, сейчас же река подступает к нему только в весеннее полноводье. Это место нам хорошо знакомо, и надолго мы не задерживаемся. Наконец выходим к широкой пойме реки, которая была заполнена водой после строительства плотины. Через полчаса мы уже на её «вершине». Делаем последние замеры, фотографируем.
Путь в 6600 метров мы прошли за 4 часа 29 минут.
Длина пруда равна примерно 1600 метрам, длина плотины, «запруды», – 378, ширина и высота – по 8 метров. Пойма, наполненная водой, имеет форму усечённой пирамиды. Узкая часть её (со стороны Кацбаха) будет с четверть километра. Глубина здесь в среднем 6 метров. Объём воды в пруду, таким образом, будет равен объёму усечённой пирамиды – то есть свыше 3 млн кубических метров!..
Общая же протяжённость реки Зингейки на территории Кацбахских земель составляет 20,6 км – это седьмая часть от общей длины реки.
***
Из водоплавающих птиц здесь водятся: цапля, журавль, кулики, утки. Стрижи сейчас – редкость. Ондатры? Похоже, пропали… Зато насекомых не перечесть.
В одном из школьных туристических походов 2009 года мы увидели на привале, в траве, небольшого паучка, привлёкшего наше внимание ярко-оранжевыми точками на спине. Мы сфотографировали его и по возвращении домой выяснили, что это житель не наших мест. Паук Eresus cinnaberinus предпочитает солнечные сухие места и широко распространён в центральной и южной Европе. Вот и к нам перебрался.
Длина тела самки составляет 8-16, самца – 6-11 мм. Самки бархатисто-чёрные, откладывают до 80 яиц. Самцы мигрируют в поисках подруг и встречаются людям во второй декаде августа (нашего паучка встретили в это же время). Питаются главным образом жуками. Этот паук очень редок и в некоторых странах взят под охрану.
Река Сухая
Попытка её исследовать была предпринята в прошлом году. Правда, тогда до устья мы не дошли, оставалось около 3 км, которые предстояло изучить теперь.
По рассказам рыбаков, здесь водятся карась и щука. Своё название река Сухая получила давным-давно, потому что летом действительно мельчала, особенно в сравнении с Зингейкой, притоком которой является. Русло Сухой, изгибаясь, с тысячелетним упорством пробирается к Зингейке. Но не всегда ей удаётся это сделать – бывает, что она пересыхает, чуть-чуть не добежав до своей сестрёнки.
На самом-то деле воды в её русле побольше, чем в Камурче и Куликовке. В этом мы убедились, совершив поход и исследовав водоём. План был таков: доехать до хутора Свет, через который протекает Сухая, пройти по реке 18 километров и посетить Бунежихин садок, о котором я рассказывал ребятам. В свою очередь, об этом месте мне поведал Иван Степанович Ершов, подробно описав дорогу к нему.
…Давно это было – в 30-е годы прошлого столетия. На хуторе Свет, где была заимка батюшки Дудакова из посёлка Кацбахский, жила казацкая семья Бунегиных. У Лазаря Емельяновича и Вассы Степановны было трое детей: сын Александр и две дочери – Анна и Мария. В те годы недалеко от хутора, в степи, росли берёзы двумя колками и один – сосновый. Анна, часто бывая в сосновом колке, облюбовала поляну, на которой было много камней, выступающих из-под земли. На одном из них она нашла углубление, которое наполнялось во время дождей.
Каждую весну приходила Анна к этому камню. Очищала углубление, «родничок», от сосновых иголок, шишек и травы, промывала его и заливала чистой водой, которую приносила с собой. Заботливая Анна проделывала это из года в год.
Шли годы. Семья Бунегиных покинула эти места. Но дело продолжили хуторские женщины, которые, идя за первой ягодой-клубникой, несли на коромыслах вёдра с водой и, приведя в порядок «Бунежихин садок» (так они его называли), заливали «родничок» чистой водой, которая не раз помогала путнику освежить лицо и придавала ему сил продолжить путь. Люди добрым словом поминали Анну.
Окончание следует.
Михаил ЕПАНЕШНИКОВ, фото автора.