Суд рассматривает лишение родительских прав как крайнюю меру.
В Конвенции о правах ребёнка закреплена обязанность государства обеспечивать неразлучность ребёнка с родителями – кроме случаев, когда на основании судебного постановления уполномоченные органы определяют, что разлучение необходимо в интересах ребёнка (в случаях, когда родители жестоко с ним обращаются, не заботятся и т.д.). То есть лишение родительских прав возможно только в судебном порядке и только в отношении родителей – одного или обоих. Нельзя лишить родительских прав опекуна или попечителя, которых можно отстранить от их обязанностей, если они халатно к ним относятся (например, оставляют ребёнка без надзора и помощи).
Основанием для лишения родительских прав может стать уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе по воспитанию ребёнка, злостное уклонение от уплаты алиментов. Однако если родители не выполняют свои обязанности из-за тяжёлых обстоятельств и по другим причинам, которые от них не зависят (например, по причине психического расстройства), лишить их родительских прав нельзя. Если ребёнку опасно оставаться с такими родителями, суд может передать его на попечение органов опеки и попечительства.
При этом, говоря о лишении, следует иметь в виду, что родительские права неотчуждаемы, от них нельзя отказаться самому родителю по любым соображениям. Практически полное прекращение правовой связи ребёнка с родителями может наступить только в двух случаях – при лишении родительских прав и передаче ребёнка на усыновление, когда ни о какой ответственности речь
не идёт.
Суды рассматривают лишение родительских прав как крайнюю меру. Так, за 2019 год Кизильский районный суд удовлетворил 12 исковых требований о лишении родительских прав матерей и отцов несовершеннолетних детей. За 6 месяцев 2020 года было удовлетворено три иска.
Юлия ЗЕМЛЯНСКАЯ, помощник судьи.