К юбилейной годовщине Победы жители Кацбахского поселения решили выпустить книгу воспоминаний «75-летию Великой Победы посвящается».
В неё вошли материалы о героях войны, тружениках тыла, детях войны, которые собирали библиотекарь Нина Сергеевна Плотникова, председатель совета ветеранов Валентина Ивановна Спицина, учитель русского языка и литературы Людмила Григорьевна Епанешникова и краевед Михаил Георгиевич Епанешников (печатается с сокращениями).
В неё вошли материалы о героях войны, тружениках тыла, детях войны, которые собирали библиотекарь Нина Сергеевна Плотникова, председатель совета ветеранов Валентина Ивановна Спицина, учитель русского языка и литературы Людмила Григорьевна Епанешникова и краевед Михаил Георгиевич Епанешников (печатается с сокращениями).
Анна Яковлевна Бахарева – коренная жительница, ветеран педагогического труда, несмотря на свой почтенный возраст (93!), помнит всё до мельчайших подробностей, будто это было вчера. И говорит не о себе больше, а о своих односельчанах, с уважением и даже почтением.
— Я родилась в Кацбахе, и меня успели окрестить в ещё действующей тогда молодой церкви Рождества Христова. Может, поэтому так долго живу, Богом хранимая? Семья была большой – восемь ребятишек. Как у всех, наше детство было нелёгким. Жили в деревянном доме, который стоит и по сей день. Родители работали в колхозе «Уральский партизан». Жили мы дружно, трудились по хозяйству. В семье было строго заведено: обед, ужин – все вместе за круглым столом.
Школа для нас была любимой, учителей помню до сих пор. Это было старое здание 1930 года постройки, учились в две смены, были и параллельные классы, так как к нам тогда привозили учащихся из Полоцка и Браиловки. У них были свои повара, кухарки, а жили они в пустующих домах.
Только закончила четвёртый класс – началась война. Она застала моих братьев в действующей армии. Оба погибли. В военные годы я работала в родном колхозе разнорабочей. Хлеба не видели, помню лепёшки с лебедой и картошку. Школьникам давали задание: пройти по всей улице и принести сухих ягод. Тогда в каждом доме в небольшом количестве были сухая клубника и вишня. Кто стакан, кто полстакана давали. Ягоду отправляли на фронт. Мечта была одна: скорей бы закончилась война, и родные вернулись живыми.
Детям досталось тяжёлое бремя взрослого труда. Пахали землю практически на себе. А когда сеяли зерно, смеялись: мы были похожи на мумии – все в белой пыли, только глаза видны! Уставали, но никто не ныл, подбадривали себя частушками да песнями. Ещё и поплясать силушки хватало. Молодость!
Тяжёлое военное время отразилось на здоровье. Не родила детей, нет и внуков. Хотя с мужем прожили в любви и согласии 45 лет.
С 1945 года началась моя педагогическая деятельность. Работала учителем начальных классов в совхозе «Победа», в Новинке. В 1954 году уже вместе с мужем Яшей вернулись в Кацбах – поднимать целину. В нашей школе отработала 38 лет. Вела и географию, и историю, была завучем. Наград и грамот у меня много. Ещё молодой, в 32 года, получила высокое звание «Отличник народного образования», уже много лет имею звание «Ветеран труда», награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г.».
Я пережила военное лихолетье, поэтому не смогла остаться в стороне от людских судеб. Вместе с «красными следопытами» – пионерами дружины имени Лизы Чайкиной – собирала материалы о погибших и вернувшихся с фронта воинах, о вдовах, тружениках тыла. Сейчас этот материал – наша история. Как хорошо, что мы с ребятами делали эту важную работу. Сегодня, когда я встречаюсь со школьниками, то вижу, как им интересно узнавать историю своих предков, как порой непонятно наше прошлое… А 9 Мая на митинге я не могу говорить без слёз. И не только я – и это хорошо. Мы всегда будем помнить тех, кто подарил нам спокойную, мирную жизнь. Мы живём сейчас хорошо, грех жаловаться. Умирать не хочется, хотя здоровье слабое. Вот только людям бы быть дружнее и добрее. Хочется пожелать нынешнему поколению и потомкам любить Родину, защищать её, уважать старших.
Роза Ивановна Ершова – коренная жительница Кацбаха, ей 91 год. Общаясь с ней, задаёшься вопросом: как, прожив такую долгую, нелёгкую жизнь, можно оставаться неунывающей, приветливой и общительной? Живёт уже много лет одна, всё делает сама. А памяти её позавидует молодой!
— Родилась я в Кацбахе в 1929 году. В 1937 году переехали на хутор Свет. В Кацбахе закончила два класса и на хуторе – два. Вот и вся учёба. Детство военных лет у всех похожее: недоедали, работали наравне со взрослыми. Кем только не пришлось работать! Пахала на быках, была плугарём (управляла плугом, который тянул трактор), сеяла вручную, работала на покосе: метала сено, солому в стога, на базовке ухаживала за скотиной, на току веяла зерно, на комбайне была штурвальным, вывозила зерно с поля. Обувь была плохая – короткие брезентовые тапочки, одежонка ветхая. Весной, осенью, зимой промерзали до костей. Работали с 4 часов утра и дотемна. Шли с поля пешком. Пока дойдёшь – пора ложиться спать, а в 4 часа утра уже опять идти в поле. Ели затируху, картошку. К концу войны стало чуть лучше – из Кацбаха иногда привозили творог. Это был праздник!
После войны работала на комбайне штурвальным, а потом уже кухаркой (поваром). Еду готовили в селе и в вёдрах, на коромыслах, несли в поле кормить рабочих. Зимой работала на Черкасинской МТС (в Полоцке) кухаркой. Один раз в неделю ездили домой, чтобы помыться в бане…
В 1948 году вышла замуж за работящего кацбахского парня – Ивана Степановича Ершова. Построили дом, в котором после смерти мужа живу одна. Воспитали троих детей. У меня есть и внуки, и правнуки. Они мне помогают. Детства у нас, детей войны, конечно, не было. Да и вся жизнь была нелёгкой. Но, слава Богу, несмотря ни на что, здоровье в мои годы ещё ничего! Хочется ещё пожить – сегодня жизнь неплохая. Только бы не было войны и вам не пришлось испытать того, что пережили мы.
Татьяна Ивановна Дуденко – маленькая, миниатюрная, улыбчивая, энергичная женщина 95 (!) лет. Радушно угощает чаем и вспоминает свою такую длинную, порой нелёгкую жизнь, полную и радостных, и горьких событий.
— В семье нас было пятеро: отец, мама и трое детей. В возрасте трёх лет умер брат Саша, затем мама, и нас на воспитание забрала бабушка. На начало войны мне было 16 лет. По радио передали, что началась война. Все очень сильно плакали, из нашего села на фронт забрали многих мужчин, в том числе и моего отца, Ивана Николаевича Плотникова. Мечты многих разрушились, не успев начаться.
С 18 лет я работала в совхозе на конном дворе, ухаживала за животными. Развозила питьевую воду по всему колхозу, во все работающие учреждения, также возила воду пленным немцам (их отправляли в наши места на работу). Нужно было ещё помогать бабушке следить за огородом, так что свободного времени не было. А любимым нашим занятием было дружно ходить в лес за грибами и ягодами. Ели собранное, были ещё капуста, картошка, рыба. Одежды особой не было, бабушка старалась всё поштопать, поэтому относились ко всему бережно.
Когда с войны вернулся израненный папа, переехали на коалиновый комбинат. Там работали в основном девчата, и я стала забойщиком по добыче коалина. В 1945 году меня перевели упаковщицей коалина в мешки, работа была физически очень тяжёлая.
В послевоенное время приходилось работать там, где нужна была помощь. Была телефонисткой, в больнице поваром, свинаркой. На своем веку сменила много профессий, ушла на пенсию по возрасту. Имеются грамоты за добросовестный труд. Военные годы были тяжёлыми и горькими, до сих пор в сердце щемит от этих событий и воспоминаний. Люди, пережившие войну, отличаются необыкновенной отзывчивостью и чуткостью, ответственностью и трудолюбием. В те страшные годы мы мечтали только о Победе, мечтали и верили в нее! Делали всё возможное и невозможное. Поэтому и победили.
Я вырастила двух дочерей. Сейчас у меня двое внуков и четверо правнуков. Пусть они никогда не узнают того, что пережили мы.