Дмитрий Вяткин рассказал о работе в Госдуме и не только

Дмитрий Фёдорович Вяткин — заместитель председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. Член политической партии «Единая Россия».

Родился 21 мая 1974 года в Коркино. В 1995 году с отличием окончил юридический факультет Челябинского государственного университета по специальности «юриспруденция». Кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В 2000 году победил на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, возглавлял комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению. В 2005 году вновь избран в региональный парламент, был заместителем его председателя. В декабре 2007 года стал депутатом Госдумы, в 2011-м вновь избран депутатом нижней палаты Федерального Собрания.

С 2007 года возглавляет экспертный Совет при ЗСО по патриотическому воспитанию и военно-шефской деятельности.

С супругой Юлией воспитывают сына и двух дочерей.

Дмитрий ВЯТКИН – яркая фигура на политическом небосклоне области. Один из политологов назвал его самым эффективным депутатом Госдумы от Южного Урала. Действительно, у него много результативных действий в Госдуме шестого созыва:  он автор и соавтор более 100 законодательных инициатив, из которых 65 уже стали законами. А, главное, Дмитрий Фёдорович много и плодотворно работает в Челябинской области.

Лучше построить десять ФОКов в районах, чем один стадион в Челябинске

Скажите, возврат к прежней выборной системе депутатов Госдумы оправдан?

– Два последних созыва, когда депутатов избирали исключительно по партийным спискам, несколько оторвали коллег от работы в регионах. Система, по которой избираются как одномандатники, так и списочники, более приближена к земле, людям. Одномандатник всё же несёт больше обязательств перед жителями своего округа,  больше времени проводит в нём, общается с избирателями. Поэтому хорошо, что вернулись к прежней системе.

Сейчас одномандатные избирательные округа сформированы таким образом, что в них есть и город, и село. И будущему депутату-одномандатнику надо знать проблемы всех территорий, их специфику.

– С какими проблемами, на ваш взгляд, ежедневно сталкиваются жители городских территорий, сельских, Дмитрий Фёдорович?

– С самыми земными, актуальными для большинства. Самая первая проблема – строительство и содержание дорог. «Дорожная революция», которую с помпой продвигали многие политики, а за ними и средства массовой информации, имела и негативный эффект. Ведь фактически оказалась разрушенной система дорожных ремонтно-строительных управлений, организаций. Если раньше их было свыше тридцати, то сегодня выжили единицы. Прежнюю разветвлённую систему теперь нужно создавать практически с нуля.

Дополнительные средства на ремонт и содержание дорог уже выделены, в том числе и для сельских территорий. Часть решений принята на федеральном уровне. Мы, депутаты Госдумы, чётко договорились с Правительством России о том, что деньги, полученные в результате повышения акцизов на топливо, должны пойти на помощь регионам. Ведь изначально заложенных в бюджет средств явно недостаточно. Думаю, что ситуация должна нормализоваться как в городах, так и сельской местности.

Второй момент – завершение газификации. По данным, которые получил в областном министерстве, у нас «осмеченных» и прошедших экспертизу проектов примерно на 3,5 миллиарда рублей, а выделено меньше двухсот миллионов. Поэтому необходимо выделять дополнительные средства на газификацию. Есть хорошо газифицированные районы (до 80 процентов), а где-то ситуация доходит до абсурда: например, полдеревни газифицировано, а другая половина сидит без газа!

И здесь задача депутатов всех уровней – местных, региональных, федеральных заключается в продвижении проектов газификации своих территорий в областную программу. Этим, я, кстати, занимался, будучи депутатом Законодательного Собрания области, занимаюсь и сейчас в статусе депутата Госдумы. Конкуренция между городами и районами большая, поэтому нужно действовать оперативно и грамотно вместе с местными депутатами, главами, чтобы попасть и в федеральные, и в областные программы по газификации.

То же самое касается ремонта социальных учреждений, строительства новых объектов (детских садов, школ, спортивных объектов). Кстати, именно благодаря совместной работе с депутатами, главами Коркинского района и Первомайского поселения нам удалось в 2007 году построить ФОК с искусственным льдом в Первомайском.

– Малым городам, сельским территориям явно не хватает спортивных сооружений при нынешней возрождающейся потребности на здоровый образ жизни.

– Мой подход такой: лучше построить десять ФОКов в районах, чем за эти же деньги построить один большой стадион, например, в Челябинске. Массовому спорту необходимо уделять максимум внимания, внедрять его, особенно среди детей, молодёжи. Да и нам, взрослым, простая физкультура крайне необходима. Уверяю, что ежедневная лёгкая прогулка, сорок минут на водной дорожке, обыкновенная зарядка через некоторое время дают удивительный результат. Слишком мы стали уверовать в чудо-таблетки. Поэтому массовый спорт, создание условия для занятий – наиважнейшая задача для власти. Недавно открывали ФОК с бассейном в Верхнеуральске. Такого рода ФОКи нужно ставить в каждом райцентре. Твёрдо в этом убеждён.

«Приделать ноги» законодательной инициативе

– Дмитрий Фёдорович, вы работаете в Госдуме уже два созыва. Что собой представляет законотворческий процесс?

– Он не ограничивается лишь внесением инициативы. Чтобы проект стал законом, необходимо проделать огромную работу, как до внесения, так и после. Любой инициативе, как говорится, нужно «приделать ноги».

К сожалению, ряд коллег ограничиваются лишь внесением законодательной инициативы, затем занимаются раскруткой в СМИ. Неделю пошумели – и ничего. Потом законопроект благополучно отклоняется: он не проработан ни с юридической точки зрения, ни с финансовой, не содержит механизмы исполнения, не согласован с ведомствами, которым предстоит исполнять закон.

– Зато пошумели…

– У нас часто вносят инициативы на злобу дня. Где-то что-то произошло, вдруг сразу появляются популистские законодательные инициативы и громкие информационные кампании. В итоге же – пшик. Я это называю рефлекторным законотворчеством. Сам этим не занимался и не собираюсь.

– А чем занимаетесь?

– Мы с коллегами в комитете работаем с федеральными органами исполнительной власти по целому ряду направлений: усиление ответственности за преступления и правонарушения, борьба с коррупцией и нелегальной миграцией, социальная поддержка граждан. Мне довелось принимать участие в разработке, доработке и принятии целого ряда законопроектов.

Например, нынешний созыв начался с доработки закона об усилении уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей. Работали мы и над антикоррупционным законодательством. Не только в плане усиления ответственности, но и создании механизма профилактики коррупционных правонарушений. Это законодательство об обязательности декларирования доходов и расходов.

Мы совершенствовали законодательство об исполнительном производстве, избирательное законодательство. Также работал над двумя кодексами – Кодексом административного судопроизводства, Кодексом об административных правонарушениях (разработана новая редакция). В весеннюю сессию необходимо завершить работу над законопроектом по повышению минимального размера оплаты труда, и над законом, ограничивающим деятельность, так называемых, коллекторов. Безобразий в этой сфере много, их надо немедленно прекращать. Работа с текстами очень кропотливая, ответственная, требующая юридических знаний, опыта.

Большое место занимает работа с избирателями: встречаюсь, рассматриваю их обращения. Связь с территориями родной Челябинской области не теряю.

«Забыли» рассказать о законе

– О чём чаще всего спрашивают, Дмитрий Фёдорович?

– Безусловно, это вопросы, касающиеся сферы ЖКХ: начисления за общедомовые нужды, коммунальные платежи, плата за капремонт, неправильная работа управляющих компаний и так далее. Несколько раз организовывал «горячие линии» по этим вопросам, собирал жалобы, заявления. Большую часть отработали с жилищной инспекцией, прокуратурой, непосредственно с управляющими компаниями. Сейчас проводим обучение для управдомов – председателей совета жильцов многоквартирных домов. Жители  должны активно принимать участие в защите своих прав.

– Ваше отношение к плате за капремонт?

– Система должна совершенствоваться. Главное – добиться, чтобы собранные средства начали работать. Деньги собрали (замечу, немалые), а ремонтов почти не видим. Об этом постоянно говорим региональному оператору, его руководителям. Основная задача, на мой взгляд, – обеспечение целевого использования собранных средств. Мы установили льготы для пенсионеров и инвалидов 1 и 2 групп  старше 70 лет, людей старше 80 лет освободили от оплаты полностью.

Считаю, что ошибка властей всех уровней заключается в том, что за два года переходного период (закон принят в декабре 2012 года, а вступил в силу в 2015 году) было крайне мало сделано для информирования, разъяснения сути закона о капремонте. И лишь при получении нашими гражданами первых платёжек зашевелились. Кстати, в регионах, где прошла активная разъяснительная кампания, проблем почти не было.

Ситуацией воспользовались некоторые политики, партии, которые на теме капремонтов погнались за сиюминутной политической выгодой, призывая не платить. «Благодаря» таким призывам десятки тысяч ветеранов, стариков не могут оформить льготы, потому что поверили политическим шарлатанам и не платили. В итоге накопили долги и не могут получить льготу, получить субсидию на оплату коммунальных услуг. Пострадали, в первую очередь, малоимущие слои населения, те, кому за 70, 80 лет, инвалиды.

«А вы согласны здесь отдыхать?»

– Как в нынешних экономических реалиях исправлять сложившуюся ситуацию в районах, городах, поселках?

– Одна из важнейших задач депутатов всех уровней, руководителей муниципальных районов, округов, сельских территорий – заниматься стратегическим развитием. Практически ни одна территории не может похвастаться наличием реальной стратегии развития.

Например, взять тут же градостроительную политику. Сначала отдают участки под застройку многоэтажек в чистом поле, где нет дорог, маршрутов общественного транспорта, социальных объектов (магазинов, школ, детсадов, поликлиник), а потом в ответ получают очередную порцию «народного гнева». Это результат отсутствия политики развития  той или иной территории.

Сейчас, знаю, стратегия развития обсуждается и готовится в Магнитогорске с участием ММК. Знаете, одним из индикаторов качества жизни для социологов служит ответ на один простой вопрос: «А вы согласны провести выходные в своём городе?» К сожалению, самый частый ответ – нет.

Раньше наши города и поселки были населёнными пунктами при крупных предприятиях. Главным считалось расселение людей, которые обеспечивали индустриализацию, победу в войне, восстановление народного хозяйства и так далее. Только с середины ХХ века стали думать о людях. Потом наступили лихие 90-е. Были города-заводы, стали города-ларьки. Но и этот этап пройден. Сейчас есть потребность если не в городе-саде, то в создании хороших условий для жизни – современные парки, хорошие дороги, спортплощадки, кафе, кинотеатры и так далее.

Что касается экономики, считаю что сейчас у России два «вектора развития». Это производства, направленные на импортозамещение (в том числе, в сельском хозяйстве) и оборонная промышленность. В «оборонке» удалось сохранить научный и производственный потенциал, позволяющий шагнуть к новым технологиям в сфере электроники, коммуникаций, космической отрасли, атомной энергетики. Многие предприятия оборонного комплекса способны выпускать конкурентную на внутреннем и внешнем рынке продукцию.

Теперь о сельском хозяйстве. У нас большая страна, климат везде разный, и, например, Южный Урал не может конкурировать с Ставропольем или Краснодарским краем. Тем не менее, перерабатывающие предприятия с новыми рабочими местами – одна из основ экономики области. Южные районы Челябинской области показывают в этом плане примеры.

Мы в Госдуме приняли целый ряд решений, стимулирующих вовлечение неиспользованных сельхозземель в оборот, усилили ответственность для тех, кто не обрабатывает земли в течение определённого срока. Каждый год закладываем в бюджет страны значительные средства для дополнительной помощи сельхозпроизводителям: погектарная оплата, создание условий реализации продукции, помощь начинающим фермерским хозяйствам. Все эти программы реализуются, в том числе на территории области. Важно, чтобы уже выделенные средства использовались по целевому назначению, работали на экономику региона, страны.

Дмитрий Фёдорович, вы часто бываете в регионе: встречаетесь с людьми, не понаслышке знаете о ситуации в городах и районах. Какие впечатления?

– Знаете, в родном Коркино есть молодёжный театр «Проспект Горняков», который замечательно исполняет песню «Россию строят мужики». Есть в ней такие слова:

«Россию строят мужики —

И варят сталь, и землю пашут.

Россию строят мужики,

И берегут Россию нашу.

И от заката до зари,

И от зари до самой ночи —

Солёный пот и соль земли —

Россию строит люд рабочий».

Это как будто о моих земляках, живущих в городах и селах. Россию строит и бережёт простой народ. И задача власти – помогать строить и оберегать нашу Родину!

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о