В России до конца 19 века торговыми делами занимались в основном купцы. Теперь же, в современном мире, профессия продавца – самая массовая, ведь сегодня всё завязано на рыночных отношениях, продвижении и реализации различных товаров и услуг. В неё, в эту профессию, можно прийти без специального образования, опыта и при желании сделать карьеру.
Вспомните 90-е, когда, потеряв работу или разочаровавшись в ней, люди толпами хлынули в челночный бизнес. А многочисленные бабульки на стихийных базарчиках, продающие свежую зелень и соленья со своего огородика? Да и вообще, каждый из нас что-нибудь да продавал. Но сегодня речь пойдёт всё-таки о профессионалах, о тех, кто занимается этим делом не стихийно, а из года в год, по призванию души, целенаправленно двигаясь вверх по карьерной лестнице. Примеры тому есть и в нашем селе, достаточно заглянуть в один из сетевых магазинов, где работает директором Фарида Аминова. Только не подумайте, что мы хотим сделать рекламу этому торговому заведению – оно и так само себя неплохо рекламирует. Однако, магазин магазину – рознь, даже если это супермаркеты со схожим ассортиментом. В один хочется заходить постоянно, в другой – только по необходимости, в одном ты чувствуешь себя человеком, о котором заботятся, в другом – кошельком на ножках. Почему? Потому что выражение «Покупатель всегда прав» никто не отменял. Ну, и человеческий фактор опять же…
Изначально Фарида Ядкаровна была далека от торговли, как Париж от Китая. Имея педагогическое образование, работала организатором в Кизильской школе №1, затем методистом в Доме школьника (вакансии преподавателя обслуживающего труда в то время в райцентре не было). Удовлетворения этот труд не приносил (на стыке столетий в стране царила такая неразбериха!), и тут весьма кстати пригодились курсы бухгалтера-ревизора. К тому же, частные торговые точки начали плодиться, как грибы после дождя. И в 2000 году Фарида устроилась продавцом в магазин предпринимателя В. Брынзина. Потом кизильчане видели её за прилавком «Миллениума» Т. Сакадеевой, «Шанса» Л. Дрожжиной…
— Хотелось тогда каких-то перемен в жизни, — вспоминает она. — Чисто случайно зашла в магазин, спросила, не нужен ли им продавец. Оказалось, нужен. Конечно, волновалась немного, дело-то новое. Но моя мама работала продавцом, она и успокоила, сказав, что поможет, подскажет. Так и решилась на поворот в судьбе. Хотя со стороны мне эта профессия нравилась всегда. Со временем пришёл опыт, стало неплохо получаться. И всё же самое главное в том, что я получаю удовольствие от своей работы. Мне нравится общаться с людьми, что-то им советовать, подсказывать, правдиво причём, а не только для того, чтобы продать товар. Потом у нас появились сетевые магазины, и я перешла работать в «Магнит». Тут совсем другие масштабы, работать сложнее, но интересней. Большие объёмы продаж, очень много всевозможных инструкций, условий. Если частник сам решает, как ему выложить товар на прилавках, то тут приходится руководствоваться так называемыми планограммами, применять маркетинговые ходы. Не так давно пришлось сделать перестановку, так покупатели до сих пор привыкают к новому расположению, хотя мы всего лишь следуем инструкциям свыше.
— Что входит в обязанности директора супермаркета?
— Контроль всего процесса. Это и бесперебойная работа касс в онлайн-режиме, и своевременная выкладка товара, и чистота в торговом зале… Много работы с документацией, отчётами, веду ежедневные записи в кассовых книгах, слежу за тем, чтобы не было перетарки (перетарка – операция по перегрузке товара из одного транспортного средства в другое – Ред.), чтоб товар не залёживался. К тому же у нас постоянно проходят какие-то акции, так что нужно следить и за заменой ценников во избежание недоразумений на кассе.
— Что берут охотнее всего?
— Как брали люди хлеб, молоко, фрукты, колбасы – так и берут. Есть, конечно, менее популярные продукты, на любителя, есть дорогие сорта кофе, другие деликатесы.
— Какие качества необходимы, чтобы сделать успешную карьеру в торговле?
— Профессия продавца предполагает общение с людьми, значит, прежде всего, это коммуникабельность, вежливость, культура речи. Всем приятно, когда их обслуживают приветливо, с улыбкой. Смекалка и сообразительность тоже пригодятся, ещё, конечно, ответственность, трудолюбие. А вот грубость, навязчивость неприемлемы абсолютно.
— Мы заметили, что у вас тут очень стабильный коллектив, практически нет текучки кадров.
— Это действительно так. Коллектив у нас подобрался замечательный, дружный, каждый из сотрудников уникален, со свойственной только ему «изюминкой», и я с большим уважением отношусь ко всем. В штате два товароведа, на которых я могу полностью положиться, как на саму себя – это Гульнара Агдавлетова и Улбике Галиулина. А наших продавцов многие кизильчане хорошо знают в лицо – это Эльгиз Тангатаров, Наталья Чумакова, Олеся Гребенникова, Джамиля Туртаева, Анжелика Полякова, Сария Сафаргалина и Расул Абдулманапов. Всего же в нашей большой сети трудится порядка 250 тысяч сотрудников. Десять из них – в Кизильском филиале. Всем работникам торговли желаю успеха и не бояться идти вперёд. Главное – верить в свои силы, и тогда всё получится!