Воспоминания первоцелинника Виктора Прохоровича Хабалина

Хочу представить вам человека, который в свои «шестнадцать мальчишеских лет» стал первоцелинником. Это житель поселка Путь Октября Виктор Прохорович Хабалин. Он – бывший тракторист совхоза «Путь Октября», трехкратный победитель социалистического соревнования (1975, 1976, 1978 г.г.), ударник десятой пятилетки (1980 г.), ветеран труда (1986 г.), обладатель ордена «Знак Почета» (1971 г.) и медали «За освоение целинных земель» (1957 г.). В июне 2014 года Виктору Прохоровичу была  вручена Почетная грамота главы Кизильского муниципального района «За освоение целинных земель на территории Кизильского района». Это последняя по времени грамота. А вообще, по словам Виктора Прохоровича, за всю жизнь Почётных грамот у него было много – «целый чемодан». Вся трудовая жизнь Виктора Прохоровича была посвящена лишь одной машине – трактору и одному хозяйству – совхозу «Путь Октября».

– Виктор Прохорович, в Путь Октября вы приехали с братом в 1954 году. Вам было всего 16 лет.  В выданной вам комсомольской путевке значится: «Вручена Хабалину Виктору Прохоровичу, изъявившему желание добровольно поехать на освоение залежных и целинных земель».  А какое чувство вами руководило? Чего хотелось тогда мальчишке: испытать романтики, заработать?

– В Магнитогорске, куда я приехал из Курской области, шесть  месяцев отучился в ФЗО и получил специальность бондаря. Почти год я делал бочки. Но такая работа меня не устраивала, тянуло к технике. Да и городская жизнь мне не нравилась, поэтому и поехал в Кизильский район.

– А Путь Октября выбрали сами?

– Да нет, не выбирали, всех привезли сюда, видимо, в районе распределили так. Нас было где-то 76-80 человек, в том числе 5 семей. Помню Анатолия с Валентиной Никало, которые так и прожили в нашем совхозе;  Ивана Тарасова с женой, которая  работала на тракторе. В числе

прибывших был и мой брат Иван Хабалин с женой Клавдией; и механик Коротеев с семьей, которого позже перевели на отделение «Целинное».

– Когда вы приехали в совхоз, условия проживания здесь отличались от городских: люди жили в бараках, водопровода не было. Не смутило ли вас

это?

– С трудностями мирились все. Я не замечал их, наверное, из-за того, что был молодым. Главное –  была крыша над головой и вода. А из колодца она или из водопровода – об этом я не думал. Да и не только в бараках жили люди. По правому  берегу  уже было построено десять-пятнадцать  индивидуальных  домов. На левом берегу стоял один дом. Был клуб с радиоузлом и библиотекой, школа-семилетка, детский сад, небольшая больница. На месте машинного двора находился аэропорт, откуда летал трехместный самолет. В центре поселка стоял «Шаповалов   колодец» (самый первый колодец, который существует и по сегодняшний день) и вокруг него были понастроены бараки. Нас поселили в бараке на 8 квартир, или, скорее, комнат. На семью приходилась одна комната. В деревне мне показалось интереснее, вольнее, видимо, простору больше. Стимулом являлась уверенность в том, что я буду  управлять техникой.

– Но сначала вы работали прицепщиком?

– Прицепщиком я работал с братом Иваном, с которым приехал. Он был трактористом, у него уже  была специальность. Проработал я с ним  всего один сезон и меня направили учиться на тракториста. Курсы для нас были организованы прямо в «Путь Октября», в старой конторе, на бугре.  Обучали нас три месяца. Вел курсы Николай Петрович Ефимов. 

А уже весной 1955 года я выехал на гусеничном тракторе ДТ-54. Выполнял все полевые работы:  пахал, сеял, в уборочную «таскал» комбайн – тогда были прицепные комбайны.

Осенью 1956 года я работал с комбайнером Василием Дмитриевичем Мостововым.  Был самый урожайный год. Работали от восхода солнца и до темноты – тогда все так работали. Неделями жили в бригаде, приезжали домой только в субботу  для того, чтобы помыться в бане. В том году за уборку урожая я получил первую свою награду – серебряную медаль. Только я ее, к сожалению, не сохранил. Вручили мне её на слете передовиков в Челябинске.  Я был там вместе с Ильей Тимофеевичем Ложкиным,  Василием Дмитриевичем Мостововым, Петром Васильевичем Ермолаевым, Василием Смирновым, Михаилом Тятюшкиным  – один  пацан среди взрослых.

– Так себя и ощущали – пацаном?

– Это я сейчас так говорю. А тогда я себя чувствовал вполне самостоятельным. Все решал сам. Брат, с которым я приехал, не смог здесь работать (в деревне), снова уехал в Магнитогорск, а я остался. В 1955 году перевез сюда родителей,  и уже в 1956 году мы построили свой дом.

В 1957 году я должен был в числе передовиков поехать в Москву на ВДНХ. Но моя поездка сорвалась – призвали в Армию. Служил я рядовым  в Сибири,  в городе Томск-7.  Работал тоже на тракторе-бульдозере. Тогда служили 3 года.

Отслужив, я возвращался в совхоз «Путь Октября» уже как на Родину, может быть, потому, что здесь меня ждали мои  родители.

– Заметили вы перемены, вернувшись в совхоз?

– Да! Вся улица, где стоял наш дом, была застроена.  Зерноток строился на центральной усадьбе совхоза, базы – на 2-ой ферме (отд. Амамбайское), на 3-ей ферме (отд. Лесное), на 1-ой ферме (отд. Березки), где были дойные гурты.

Когда пришел с документами к директору совхоза, Анатолий Иванович Саенко, узнав, что в армии я был бульдозеристом, предложил  мне С-80 (бульдозер). В совхозе было только два таких трактора. На втором работал Петр Данилович Степанов. 

Бульдозер тяжелее гусеничного трактора, да и работать на нем хлопотнее: что ни буран – то работа. Трудился и ночами. Чистил дороги, кошары, фермы, копал силосные ямы, зимой откапывал солому в поле. 

С дядей Петей Степановым мы делали трассу в сторону  Кизила, на Зингейку, на Амамбайку, копали плотины для овец на 1-ой и 3-ей фермах. На работе я пропадал, дома не бывал.

 – А как же девчонки?.. Песня есть такая, всем известная — «Прокати нас, Петруша, на тракторе»… Не просили?

– Да, вроде, нет.  Это только в кино так (улыбается).Да! Невесту свою и будущую жену  я привез с  3-ей фермы на тракторе. Было дело… На ДТ-54 еще работал. 

* * *

– Это сейчас машины красиво «наряжают», а раньше было все гораздо проще, – поддерживает наш разговор Нина Федоровна, супруга Виктора Прохоровича.

Нина Федоровна Хабалина  22 года проработала в КБО совхоза «Путь Октября»,  дважды ударник Коммунистического труда (1982, 1985г.г.),  Отличник бытового обслуживания населения (1987 г.). И первая помощница мужа по дому. Нина Федоровна знает все тракторы своего супруга.

– ДТ-54 (гусеничный), С-80 (бульдозер),  К-700,  Т-150 (облегченный аналог «Кировца») – на каком вам  было интереснее работать?

– Каждый в свое время был для меня хорош. В 1968 году мне дали новенький К-700.   В совхозе было в то время  всего  два «Кировца». На них работали Михаил Антонович Корчагин и Михаил Азаров.  Мой  трактор был третий.

Конечно,  он мне нравился! К-700 – современный трактор, просторная, светлая кабина, теплая, управление легкое (гидравлика). Многие хотели  работать на этом тракторе. 

К-700 – сильный трактор. Кроме обычных полевых работ, мы возили грузы. В совхозе строились склады – мы для них возили с ММК металл. Из Башкирии, с Катав-Ивановска возили лес, с Оренбургской области – соль, в Оренбург ездили за семенами, с Петропавловска в засушливый 1975 год возили солому. Да что только не возили! За 26 лет работы на этом тракторе я объехал пол- России.

– Какой-нибудь интересный случай вспомните?

– Работали мы по «пятидневке».  Отряд состоял из пяти тракторов – все К-700-ты. Иван Ильич Базин (с «Березок»), Анатолий Яковлевич Яковенко, Николай Петрович Землянский,     Александр  Иванович Колупайченко  и я.  Мы пахали зябь. И на каждые пять дней нам давали общий план – вспахать такие-то поля.  Мы выработали  свою стратегию эффективной работы.

Плановые гектары земли  мы делили на «загонки» и каждый пахал свою.  По полю ходили по одному или по два трактора, но шли с разных сторон, чтобы не мешать друг другу. Ставили в ряд все пять тракторов (улыбается) только тогда, когда нас фотографировали. Так нам удавалось каждый раз выполнять план.  Председатель рабочкома Александр Дорофеевич Новокрещенов в нашу бригаду приезжал каждые пять дней (улыбается) – вручал нам «премиальные». Это, конечно, был большой стимул в работе.  Длилось так два месяца, до тех пор, пока не замерзла земля.

* * *

4 года до пенсии и еще 2 года после ухода (в 1998 г.) на пенсию Виктор Прохорович работал на ассенизаторе Т-150. («Устал постоянно быть «не дома», – поясняет мой герой, – вот и попросился на трактор, на котором полегче»).  А еще Виктор Прохорович очень благодарен своей супруге Нине Федоровне и родителям Анастасии Фроловне и Прохору Павловичу за то, что поддерживали его во всем, помогали дома.  Виктор Прохорович с Ниной Федоровной и сейчас живут в том доме, который он построил со своими родителями еще в 1956 году. Ухаживают за коровкой.  И трактор у Виктора Прохоровича есть:  теперь – свой,  маленький колесный Т-40 – незаменимый его помощник в подсобном хозяйстве.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о