Горит быстро – растёт медленно

На занятии экошколы журналисты Челябинской области увидели, к каким последствиям приводят лесные пожары.

Слёз и переживаний тогда было много. Тогда – это два года назад, когда на юге области, в Карталинском районе, четыре дня бушевали пожары. Кизильчане на себе это почувствовали – в воздухе все эти дни висела дымка, белая пелена скрывала горизонт, а обоняние подсказывало: ох, горит ещё, и хорошо горит!
Летняя засуха была наказанием на протяжении нескольких лет. Вот и в 2021 году с мая по начало июля осадков не было, температура воздуха держалась на отметке тридцать с плюсом, а на почве было и все пятьдесят! Ещё и ветер «помогал» – при порывах до 25 м/с пожар распространялся очень быстро, перескакивая с сосны на сосну, и подступал к деревням буквально с трёх сторон (так рассказали очевидцы). Пострадали тогда два селения, Джабык и Запасное, где огонь уничтожил 78 строений, включая жилые дома и хозяйственные постройки. Сгорело более 15 тысяч гектаров леса (по неофициальным данным – около 17-18 тысяч). То есть почти треть бора, занимающего площадь 63 тысяч гектаров. И какого леса! Ведь Джабык-Карагайский бор является реликтовым – иначе первобытным. Так называют тип древнего леса, который сохраняется на протяжении длительного времени и почти не затронут человеческой деятельностью. А уж лес в степи, где от дерева до дерева можно идти километры, имеет особое значение. В том числе и для климата.

* * *

Людям тогда помогли быстро. По распоряжению губернатора жители, потерявшие в огне дома, были заселены во вновь отстроенное жильё либо же получили денежную компенсацию. А вот что стало с лесом? Восстанавливается ли он?
Темой очередной встречи участников экошколы – проекта Союза журналистов Челябинской области – стал этот памятник природы. Обсуждали, какой урон ему нанесён и можно ли вернуть утраченный объект к жизни. Проводилась встреча в Карталинском районе, а предварялся разговор небольшим фильмом, снятым «по горячим следам» (в прямом и переносном смысле) местными журналистами. Бушующий огонь, алое марево, клубы дыма – и во всём этом аду мечется стая косуль. Девушка, сидящая позади, всхлипнула.
Спикером выступил специалист ГБУ «Особо охраняемые природные территории» Владимир Долматов. Он рассказал: на территории Челябинской области находится 20 заказников и 165 памятников природы. Анненский заказник расположен в центре Джабык-Карагайского бора, который формирует климат юга региона. Сам он расположен на территории двух районов – Карталинского и Нагайбакского.
— В 1977 году здесь было зафиксировано самое многочисленное поголовье косуль в России, около трёх тысяч, — отметил Владимир Васильевич. — Сейчас немногим меньше. Много кабанов, лосей. Численность волков регулируем, а вот рысь трогать нельзя, она внесена в Красную книгу России. Но её расплодилось слишком много, так что будем отлавливать и «делиться» с другими охраняемыми территориями. Ведь заказники – как инкубаторы для диких животных. Мы их прикармливаем, снабжаем солью, развешиваем веники. Зимой, бывало, чистим дорожки, ведь глубокий снег может привести к массовой голодной гибели животных.

Кстати, за косуль, так тронувших наши сердца на видео, просил не переживать – к июлю, когда случилась трагедия, малыши уже подросли, так что животные сумели убежать. Не все, конечно, – большинство.
Ещё более страшный пожар случился в бору в далёком 1975 году – тогда лес сгорел на площади 37 тысяч гектаров. («Лесная подстилка в сосновых борах горит как торф».) Но тогда, в советскую эпоху, проблему решили быстро: провели выпиловку 80 процентов пострадавшего леса, древесина пошла на хозяйственные нужды. Сейчас, увы, не то – древесина никому не нужна, а потому уборка леса происходит медленно. Ведь прежде чем сажать, нужно расчистить территорию. Для этого требуется техника, рабочие руки. Тогда восстановление бора пошло бы быстрее, ведь с саженцами проблем нет. С желающими помочь, волонтёрами, к счастью, тоже. Если не сажать сосну, её сменят лиственные породы деревьев, которые растут гораздо быстрее. Но этого лучше не допускать, ведь сосна здесь особенная, и сохранить её необходимо. Оказывается, и у деревьев есть генофонд, и на специальных лесных резерватах его оберегают, взращивают.
— Нужно увеличивать посевные площади, — уверен специалист. И тогда можно надеяться, что через пятьдесят лет бор станет таким же диким и нехоженым местом, как был когда-то.

* * *

Но одним разговором дело не ограничилось – группу журналистов, собравшихся со всей области, отвезли на место. Ехали долго, хотя и с комфортом, так как в Джабык после тех событий проложили (по распоряжению президента РФ) новую трассу протяжённостью 49 км. Она соединяет Фершампенуаз и Париж с железнодорожной станцией Джабык. За окном потянулись деревянные «погорельцы» – рыже-чёрные сосенки на время сменялись живыми, затем вновь бурели, рыжели, мертвели…
На месте новых высадок нас встретил специалист пожарной лесоохраны Максим Задин (на снимке). Показал – вот эти малютки были высажены в этом году, они однолетки. Хотя предпочтительнее сажать сосны двухлетние, подросшие. Некоторые саженцы не принялись, их в следующем году заменят. Ростиком они сантиметров 20, не больше. Площадку под высадки подготовили, не трогая пни. Выкорчёвывать их – слишком трудная задача. Просто прошлись трактором с плугом.
…Раны со временем рубцуются. Выросшая трава немного скрашивает картину. На верхушке сгоревшей сосны долбит кору дятел. Цветут не взыскующие внимания лесные цветы, на фоне которых чёрная кора деревьев кажется особенно траурной. Пройдёт каких-нибудь тридцать-сорок лет, и спасительная тень будет оберегать их от солнца – рядом вытянутся юные сосенки, которые достигнут зрелого возраста лишь годам к восьмидесяти.
Горит сосна быстро – а вот растёт медленно.


СПРАВКА

Джабык-Карагайский бор — островной реликтовый бор, являющийся ботаническим памятником природы областного значения, находится в Карталинском районе. Представляет собой реликтовые остатки древних лесов, которые ранее сплошь покрывали обширные пространства от Южного Урала до предгорий Алтая. Название произошло от каз. жабық – «закрытый», каз. қарағай – «сосна», то есть «местность, закрытая (покрытая) сосной». Решением Челябинского облисполкома от 21 января 1969 года был объявлен памятником природы областного значения.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии