Лучше нет Кизила!

Ветеран труда Нина Ивановна Быкова вспоминает деревню своего детства и молодости.

Кизилу 280 лет, мне – 80. В один год с ним я отмечаю свой юбилей. Очень люблю наше село, наши речки Урал и Кизилку, наши улицы – широкие и ровные, идёшь по ним и радуешься: красота! По работе мне приходилось бывать в некоторых районах области, и скажу вам: лучше Кизила места нет.

* * *

Это представители молодёжи начала 60-х годов 20 века. Первый справа – мой брат Владимир Попков, с ним Олег Сорокин, Борис Смирнов… Так одевались наши парни.

В 50-60-е годы прошлого столетия все жили одинаково – не богато, но и не бедствовали. Все держали скот, птицу. Было два стада крупного рогатого скота, в каждом по сотне голов (в южной и северной части). Вечером встречать коров собиралась вся ребятня. Приходили заранее, чтобы поиграть, пообщаться.
А гуси паслись за Уралом, никто их не воровал. Они сами вечером приходили домой. Но иногда загулявшееся стадо приходилось искать аж у Висячего Камня.
Ребятишки здесь же, за Уралом, заготавливали полынные веники. Охапками приносили домой, очищали нижнюю часть и связывали, готовые веники хранили на подловке (так называли чердак). Там же сушили вишню, за которой родители ездили в новинские леса. Организация, где работали родители (а большинство трудились в МТМ), выделяла машину для этой цели. Женщины с ночёвкой отправлялись за ягодами. Вишню, клубнику привозили в мешках, сушили, а зимой пекли пироги, варили компоты, кисели. Сушёные ягоды хранили в полотняных мешочках в чулане. Хлеб все пекли свой на домашних дрожжах, хмеле, который ходили собирать в августе-сентябре. Он рос на берегах Кизилки и Урала.

Между домами были каменные заборы или плетни (на снимке я – Нина Попкова, Люба и Галина Курочкины, 1964 г.).

Дома были деревянные и каменные. Ближе к осени их обмазывали глиной, белили извёсткой. Глину тоже готовили сами. Во дворе выкапывали большую по диаметру, но не глубокую яму, в которой месили желтую глину (её привозили с какого-то яра) с соломой. Чаще босиком или в резиновых сапогах вставали в эту яму и месили до тех пор, пока не образовывалась однородная масса – мягкая и густая.
Во всех домах на окнах были ставни, которые зимой закрывали на ночь для сохранения тепла, а летом, в сильную жару, – для прохлады.
Дома-пятидесятники отапливались печками. На кухне (раньше называли избой) была русская печь, в которой пекли хлеб, пироги, и плита, на которой готовили еду (её топили каждый день дровами, каменным углём). Русскую печь топили раз в неделю. Она долгое время хранила тепло, на ней спали ребятишки.
В другой комнате – горнице – стояла круглая печь-голландка, обшитая железом.

На фоне Белой школы.
10 класс, 1960 г.

* * *

Одевались в то время тоже почти одинаково: зимой – пальто и валенки, весной и осенью – резиновые сапоги (у мужчин кирзовые) и пальто или фуфайка. Детям одежду перешивали из взрослой.
В начальных классах (1950-55 гг.) сумки тоже нам мамы шили из плотной ткани (опять же, из чего-то перешивали). А вот уже с 1956-57 годов начали покупать пальто, обувь.

Это наш сводный хор. 1959-1960 гг.

Учились мы в начальных классах в деревянных зданиях, которые были расположены по периметру Белой школы (так её называли, потому что была построена из белого кирпича снесённой ранее церкви). Таким образом получался как бы школьный городок. В деревянных домах, стоявших сплошной стеной, кроме начальной школы, располагались школьная библиотека, интернат, жили сами учителя.
В Белой школе учились 7-10 классы. Директором в то время был Виктор Андреевич Малинин, он преподавал математику. Интеллигентный, к ученикам обращался на «вы». Спокойный, внимательный. Истинный учитель.
Завуч Елена Алексеевна Дегтярёва, преподававшая историю, была очень строга, девчонкам не разрешалось никаких причёсок, стрижек – только косички. Мы её очень уважали и боялись. Классным руководителем в 9-10 классах у нас был Геннадий Михайлович Дегтярёв. Очень скромный, даже застенчивый, грамотный, спокойный. Мы его любили.

Производственная бригада. Я, Коля Алтынов, Валя Ефимова, Гена Егоров, Надя Волгина, Коля Мачихин, Валя Грызлова, Галя Курочкина.

Замечательный физик Александр Григорьевич Смагин. Умный, грамотный, справедливый, с оригинальными шутками-прибаутками. Надежда Васильевна Куркова преподавала химию, пользовалась уважением. Была строга, требовательна. А ещё слыла первой модницей среди учителей. Эмилия Ивановна Шаповалова вела у нас русский язык и литературу, очень грамотная, эрудированная. С нами была строга, но с ней можно было поговорить по душам, посоветоваться. Светлая им всем память.
В школе был организован хор из старшеклассников, которым руководила Эмилия Ивановна, проходило много других интересных мероприятий, так что в то время она для нас была центром Вселенной.
Помню закладку парка, что сейчас перед Домом творчества. Завезли саженцы, в основном акации, посадили рядками. За каждым растением закрепили ответственного из учеников, и мы всё лето поливали своих «подопечных». Воду носили вёдрами из Кизилки, так как колонок ещё не было.
Мы были очень ответственными: сначала октябрятами, затем пионерами и комсомольцами. И мне приятно сознавать, что частичка нашего труда вложена в красоту родного Кизила.
Учась в школе, мы собирали макулатуру, металлолом. Соревновались классами, радовались маленьким победам. После 9 класса работали в производственной бригаде, ухаживали за овощами (посадки располагались ниже Синего Камня, на берегу Урала).
Это был Кизил моего детства и юности. А потом он менялся и рос вместе со мной…

Нина БЫКОВА,
отличник народного просвещения, ветеран труда.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии