Прежде чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.
Продолжение. Начало в №18.
Следы «архследов»
От Сибая до села Зилаир по трассе – 113 километров. Если торопитесь, выберите объездную дорогу, но мы искали новых впечатлений, а потому проехались по улицам села и спустились к мосту, наслаждаясь видами. Река Зилаир, прибрежные скалы с растущими на них соснами… Раньше это был посёлок Преображенский завод, затем село Преображенское Орского уезда Оренбургской губернии. Современное название – Зилаир – появилось лишь в 1925 году.
Туристический указатель информирует – недалеко находятся Преображенский медеплавильный завод, памятник промышленной архитектуры XVIII столетия, и Спасо-Преображенский храм, ныне «украшенный» строительными лесами (идёт реконструкция церкви). О них стоит рассказать подробнее.
До 1748 года на месте нынешнего Зилаира были малозаселённые вотчинные места башкир Бушмас-Кипчакской и Усерганской волостей Ногайской дороги. С ними-то и договорился младший, но самый предприимчивый из трёх сыновей купца Бориса Твердышева – Иван. В середине XVIII века он владел на Южном Урале полутора десятками металлургических заводов, многие из которых дали основание таким городам, как Белорецк, Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Бакал, Юрюзань и другие. В том числе и нынешнему райцентру Башкирии с населением в пять тысяч человек. На реке Урман-Елаир (Зилаир) он начал строительство медеплавильного завода, рассудив, что всё нужное для производства здесь есть: и вода, и березняк. Не хватало лишь работников, поэтому купцу пришлось покупать крепостных и вывозить их на Урал. В разгар стройки здесь насчитывалось до двух с половиной тысяч человек, приехавших со всех волостей.
Завод поначалу назывался Преображенским, в честь выпавшего на тот месяц православного праздника. В 1750 году (через два года с первого кирпича!) завод выдал первую медь. В следующие 160 лет Зилаир вместе со своим «селообразующим» предприятием претерпел много чего — восстания, пожары, разрушения, забвение, продажи-перепродажи, но выплавил-таки в итоге для страны 16 тысяч тонн чистейшего стратегического цветмета. В 1908 году производство здесь было прекращено, завод закрыт, а крестьяне – распущены.
История Преображенского (Зилаирского) медеплавильного связана с именами коронованных особ Петра I, Елизаветы, Екатерины и даже царя поэтов А.С. Пушкина, упоминавшего уральского медного короля И. Твердышева в «Истории Пугачёвского бунта». Удивительно, но за 260 лет существования заводские корпуса удалось только частично (!) разрушить или разобрать на кирпичи. Остальное стоит. Вот уж поистине на века строили!
Вторая историческая достопримечательность, каменный Спасо-Преображенский храм, появилась тоже благодаря заводу. Построили её в начале XIX века, когда хозяином завода был М.В. Пашков, то есть между 1837 и 1846 годами (точная дата не установлена). Центральный колокол, весом 246 пудов, был отлит на заводе местными мастерами.
Претерпел храм на своём веку немало. В 1961 году у него снесли купол с колокольней, а само здание отдали под кинотеатр. Он трижды горел, высокая температура выжгла все фрески. К службам вернулись лишь спустя сорок лет, но выглядела церковь не очень презентабельно. 20 лет прихожане пытались отремонтировать храм своими силами, но сумма оказалась неподъёмной. И вот в марте 2021 года началась полная реконструкция храма, деньги на неё в сумме 80 млн. рублей выделят в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма». Первый транш в размере 35 млн. уже переведён.
Специальной бригаде строителей предстоит непростая работа. Восстановить роспись храма в первоначальном виде не получится ввиду отсутствия архивных документов и фото. Вообще, существует мнение, что Спасо-Преображенский храм Зилаира является уменьшённой копией Преображенского Храма Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По одной из версий, такая схожесть обусловлена тем, что у них был один и тот же архитектор.
В здании была уникальная акустика, так что службу можно было услышать из любой точки храма. Удастся ли повторить такое звучание, пока неясно. А вот звон колокола точно будет слышен за километры от церкви. Его закажут у лучших мастеров. Пока же прихожане наслаждаются лишь малой звонницей.
Благодаря этим сохранившимся объектам два года назад в Зилаире был проведён республиканский фестиваль «Архследы-2019». Рассказал нам об этом работник малой гидроэлектростанции, которую построили на реке Зилаир двадцать лет назад.
— Приезжали, соревновались между собой. Понастроили объектов, — ответил мужчина на наш вопрос о произошедших переменах (раньше местность выглядела иначе).
В рамках фестиваля, как писали СМИ, было представлено 7 объектов лэнд-арта (лэнд-арт или земляные работы – это течение современного искусства, в котором пейзаж и произведение искусства тесно связаны). У каждого было своё предназначение: мост через реку вёл на «берег гармонии», «Дуртонда» символизировала уходящее время, «Театр природы» представлял собой зрительский зал, где в роли декораций выступали водохранилище и сама природа Зилаира и т.д. Кое-что сохранилось и сейчас, например, деревянный мост через реку оригинальной конструкции.
Завод – тут же, рядом, но входить в него не стоит. Мало ли – вдруг кирпич на голову упадёт? Основательность постройки впечатляет – мы-то привыкли к стенам «картонным», через которые с соседом здороваться можно. А тут такое…
Не с угрозой для жизни
Наш путь лежал в Кугарчинский район – через Баймак, Зилаир и Исянгулово (административный центр Зианчуринского района). В общем, все три района – это и горы, и леса. Но при этом каждый имеет неповторимое «лицо». Даже горы здесь разные! В Зианчуринском районе они похожи на конусы: ровные, аккуратные, будто игрушечные. Сейчас ещё и подёрнутые свежей майское зеленью.
Как только пересекаешь границу Зилаирского и Зианчуринского районов, тебя встречает знаменитая дорога, метко прозванная в народе Семиколенкой. Дело в том, что в своё время эта крутая и каменистая дорога делала по ходу семь колен вокруг скалы. Здесь и сейчас можно увидеть каменные глыбы уходящих вверх скал, а с другой стороны – обрыв, поросший деревьями. Но многие «коленья» дороги сровняли, так что теперь их меньше, всего три или четыре.
Подъезжая к деревне Кугарчи, встречаешь небольшое Ямашлинское водохранилище, где летом любят отдыхать туристы. Недалеко есть база отдыха, стоит на сваях колоритное кафе. С одной стороны плотину огибает трасса Оренбург – Уфа, так что машин здесь хватает. Полюбоваться на окрестности можно, раскачиваясь на установленных на берегу качелях. По крайней мере, мы так и сделали.
Проехав село Тазларово, можно увидеть недалеко от трассы православное кладбище, а на нём – небольшую красивую часовню.
Далее следует райцентр. Останавливаемся у центрального парка – здесь детская площадка, имитация фонтана, скамьи для отдыха, на постаменте – танк как памятник Великой Отечественной войне. Рядом, как и в Кизиле, выстроена Аллея славы с бюстами шести Героев Советского Союза.
Вообще, первое определение, которое приходит в голову, когда оглядываешься вокруг, – нарядное. Ухоженное и благоустроенное село, приятно глазу. И всё же мы не задерживаемся, ведь наш путь лежит дальше – в леса и горы.
Проезжая мимо деревни Туембетово, видим красивое здание причудливой формы. К своему стыду, впервые узнаём, что в нём расположен дом-музей Зайнаб Биишевой, лауреата республиканской премии имени Салавата Юлаева. Она стала первой башкирской женщиной – поэтессой, издавшей сборник стихов, драматургом, первой и единственной писательницей до сегодняшнего дня, написавшей трилогию на башкирском языке.
Музей богат экспонатами, которые помогают подробно представить весь жизненный путь писателя (всего их 475). В его экспозициях: буклеты, рукописи, уникальные аудио и видеозаписи, редкие фотографии, письма, книги. Жизнь и творчество 3айнаб Биишевой отражены в 26 фотостендах. В течение года музей принимает около 2 тысяч посетителей из разных городов и районов республики и России.
Вот и село Мраково, дорога до которого заняла у нас часов пять (с остановками). Расстояние от Сибая – 250 километров. От него до конечного на сегодня пункта – Скалы трёх вождей – ещё 50 километров. Находится она в верховьях главной башкирской реки – Агидели, в заповедном национальном парке Южного Урала. Чуть выше от неё — пещера Шульган-таш (Капова), про которую мы уже писали. Своё название скала получила благодаря тому, что в 1979-1980 годах художники Татьяна и Булат Рахимовы изобразили на ней трёх основоположников коммунизма – Ленина, Маркса и Энгельса. Можно спорить о целесообразности такого творческого проекта, но факт остаётся фактом. «Полотно» размером 50х70 метров за 30 с лишним лет сильно пострадало от ветра и влаги, порода разрушилась, и последние два вождя уже выцвели, однако Ленин до сих пор отчётливо виден.
Но убедиться в этом нам не удалось. Почему? Да потому что путешествия стоят многих жертв, но не жизни. А ей, пусть и не явно, но угрожали. Кто? Об этом я расскажу в следующий раз.
Альбина БАЙГИЛЬДИНА, корреспондент, фото автора.