Своими воспоминаниями об отце, участнике войны, накануне 75-летия Победы поделился житель села Обручёвское Виктор Иванович Симонов.
— Мой отец, Иван Нефёдович Симонов, родился 19 января 1926 года в маленьком хуторе Уркас Зилаирского района Башкирской АССР. Семья была большая, родители занимались земледелием и заготовкой дров. В школу он пошёл в 6 лет и окончил 6 классов. По тому времени был грамотным, читал и считал очень хорошо. Потом отучился в Зилаире на курсах водителей и мог работать на машине и тракторе.
Однажды он был на заготовке дров в лесу, когда приехал бригадир и сообщил, что началась война и все молодые парни должны явиться в Зилаирский военкомат. Там их проверили медики и отправили домой проститься с родными. Но отцу шёл в ту пору шестнадцатый год, и он остался дома и до конца 1943 года работать в лесу, но уже трактористом.
А в марте 1944 всех, кто призывался из Башкирии, привезли в Павловские лагеря, что близ города Оренбурга. Прослужили они там почти полгода. Обучались стрельбе, обращению с пулемётом, метали гранаты, делали окопы. Уже 20 мая он попал на фронт в Калининградскую область, на 1-й Прибалтийский фронт, в 4-ю ударную Армию имени Суворова, в 1-й миномётный батальон, под командование генерала Баграмяна. Первое время держали оборону. Затем их сняли, и пошли они вдоль фронта в направлении Белоруссии.
Отец, как и многие вернувшиеся с войны, не любил рассказывать о тех днях. Исключением был День Победы – вот тогда от него можно было услышать какую-нибудь историю. Хорошо помню вот это воспоминание: как молодой парнишка, которым тогда был отец, впервые вступил в бой под Витебском. Было очень страшно: кругом взрывы, кричали раненые, оглушали разрывы бомб… С ним рядом бежал рядом пожилой солдат и кричал: «Мама, спаси!». Но вдруг упал на колени и захрипел. Иван оглянулся и увидел, что по гимнастёрке солдата расплывается большое тёмное пятно… Но побежал дальше. Что-то кричал, падал и снова бежал…
Отец прошёл с боями всю Белоруссию, Латвию. В августе был ранен, его отправили в госпиталь, после которого он прибыл в свою часть. Прошёл с боями всю Прибалтику. Здесь получил второе ранение – и снова в госпиталь. В конце января 1945 года отца выписали, и младший сержант Симонов попал в учебно-разведывательный батальон. Их готовили для заброски в тыл врага, но потом расформировали и направили в отдельную 183-ю разведывательную роту, где было два взвода автоматчиков, отделение кавалеристов и группа ДД. Трижды он ходил с ними в тыл за «языками». Но в последней разведоперации ему не повезло: когда он приготовился брать немца, тот дал очередь из автомата и перебил отцу ноги. В результате Иван Нефёдович снова оказался в госпитале. Ранение было сложным, и его положили сначала в Крётинг, Шауляе, Ригу, а затем направили в Ленинград. Когда отца выписали, война уже закончилась. Но он остался служить в армии, ведь на тот момент Ивану пошёл двадцатый год. В звании старшего лейтенанта его направили в Эстонию, в авиационную часть, где он командовал взводом. Стояла часть в городе Пушдорф, обслуживала самолёты на аэродроме. Демобилизовался отец в 1950 году, будучи уже крепким и взрослым мужчиной, но домой сразу не поехал, так как не хотел ворачиваться на лесозаготовки. Жил в г. Славянске Калининградской области, трудился на селекционной станции, выполняя разные поручения, потом ушёл в плотники. Но сердце всё равно тянуло на родину…
Так что вновь оказался он в леспромхозе, где был и бригадиром, и плотником. Вскоре женился, один за другим в семье родились два сына. Однажды кто-то из родных засобирался переезжать в село Обручёвское Кизильского района, где остро нуждались в рабочих руках. Приехал сюда и отец, осмотрелся. Ему места понравились, и он решил – перееду. Перевёз семью, получил квартиру, пошёл в животноводство, где его назначили бригадиром. Жене тоже подыскали место – поваром. Здесь у них родился третий сын. Так и остался отец в Обручёвке. На пенсию вышел в срок, вёл подсобное хозяйство.
Ко Дню Победы его всегда приглашали на праздник. Он ходил в парк Победы на митинг, в школу на встречу с детьми. Тогда надевал пиджак с орденами и медалями, у него даже походка сразу менялась: он шёл, высоко подняв голову и распрямив плечи, и улыбался. В этот момент он казался таким мужественным, красивым, счастливым!..
Иван Нефёдович и дедом был отличным, так что все мы им очень гордились. Сейчас бережно храним награды, пересказываем его биографию внукам. Почти с самого рождения они знают, где дед воевал и какими медалями награждён. А их у него очень много. Например, медаль «За боевые заслуги» отец получил в 1944 году, когда разгромил из миномёта самостоятельной наводкой штаб командования противника в Белоруссии. Медаль «За отвагу» заслужил в 1945 году, когда ходил в разведку «на языка». Тогда взял в плен офицера, да ещё с картой, где были нанесены важные огневые точки.
…Мне очень нравится патриотическое движение «Бессмертный полк» и его шествие по стране. Мои внуки тоже принимают участие в параде, но только в Магнитогорске, не здесь. А мы с женой, сев обедать, обязательно поминаем своих отцов, защитников Родины.
Я хочу, чтобы 9 Мая всегда было святым днём. И пусть в нашем государстве всегда царят мир и процветание!
Записала Людмила НИКУЛЬШИНА, зав. библиотекой с. Обручёвское.