При этом истинных профессионалов, ценящихся «на вес золота», куда меньше. Кизильчанин Кайбат Такабаев – один из них.
Его водительский стаж берёт отсчёт с 1967 года. Тогда от военкомата он отучился на шофёра в г. Пласте, весной получил права, а в июне призвался в армию, в автомобильные войска. «Боевое» крещение принял, когда с автоколонной солдат отправился на уборку в Казахстан. Потом его перевели служить в Подмосковье, в войска ПВО, где он приобрёл ещё и специальность санинструктора. Демобилизовался фельдшером в звании сержанта.
После армейской службы устроился в гараж Богдановского совхоза (жил тогда в посёлке Грязнушинском). Первой машиной стала так называемая «хозяйка» на базе ГАЗ-51. Потом руководство, приметив способного паренька, отправило его на обучающие курсы, после чего вверило в распоряжение автокран АК-75 на базе ЗиЛа-164. И работал он на нём до 1974 года, пока не стал личным водителем Рамиля Рахматулловича Даминова – директора Богдановского совхоза, а затем председателя райисполкома. Когда его перевели на эту должность, он предложил и Николаю переехать в Кизил, так как тот устраивал его и как человек, и как личный водитель.
— Конечно, пришлось мне покрутиться тогда, — вспоминает Кайбат Аздаевич. — Даминов и сам был трудяга, каких мало. Нередко приходилось от него слышать: завтра подъедешь в 5.30, в район поедем. Зима, а он в резиновых сапогах едет по фермам. 11 лет возил его. А когда перестройка началась, оклада в 120 рублей уже не хватало для всех потребностей семьи, дети подрастали. Пришлось уйти в ПАТО, там зарплата у водителей была гораздо больше. Прошёл курсы переподготовки и стал водителем пассажирского автобуса. Вначале стажировался, ездил по району, потом были рейсы в город, в областной центр. Коллектив у нас был хороший, дружный. До сих пор все общаемся, отмечаем праздники. Работал вместе с Валентином Шумилиным, Олегом Ходченко, Иваном Колесниковым, Владимиром Вотченниковым, Валерием Ишковым, Александром Поздняковым, Петром Камневым, Алексеем Любенковым, Нургалеем Усмановым. Всегда по-доброму вспоминаю и нашего руководителя Алексея Фёдорова. К сожалению, потом и водителям автобусов стали мало платить, в организации начались проблемы. И пришлось мне стать индивидуальным предпринимателем: купил КамАЗ, начал работать на себя, оказывал услуги перевозок. Тогда у фермеров ещё не было столько техники. Им помогал. Ездил и по России – Сургут, Краснодарский край, Подмосковье, даже в Узбекистане был. Когда ещё работал в райисполкоме, ездили с Даминовым в Одесскую область на заготовку кормов в тяжёлый 1975 год. Это было возле Николаевки, которую сейчас бомбят. В качестве санинструктора в 70-м году пришлось побывать с автоколонной и в Новосибирской области, меня тогда мобилизовали через военкомат, даже Рамиль Рахматуллович не смог отстоять.
С личным КамАЗом пришлось расстаться в 2013 году – уже стал давать знать о себе возраст. Но за рулём личного автомобиля Николай до сих пор – в общей сложности получается 55 лет. Водитель он предельно аккуратный, внимательный, осторожный. А вот случай один вспоминает с улыбкой. Как-то, когда ещё работал в Богдановском совхозе, послали их в Верхнеуральск за водкой для магазина. Загрузились, к вечеру возвращались домой. И вдруг пурга закружила, да так, что трассу от Кизила до Магнитки занесло напрочь. Машины застряли большой вереницей, на улице ночь, холодно. Как узнали, что они везут водку – непонятно, но к утру половины груза как не бывало. Грелись люди, как отказать в такой ситуации? Бурная шла торговля. Это сейчас смешно. Так что водительское братство – это не пустые слова. Много было и других случаев, когда выручать приходилось друг друга. На дороге без этого – никак…
Татьяна ИВАННИКОВА,
корреспондент, фото автора.