История, вросшая в скалы

Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

Хорошо ли вы знаете современную отечественную географию? И мы сейчас не о специальной военной операции, которая приращивает российские территории. Итак, знаете ли вы, сколько в России федеральных округов? Правильно, восемь. Все ли назовёте? Есть Центральный, есть Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный и Северо-Кавказский. Мы, понятное дело, относимся к Уральскому, куда, помимо Челябинской, входят также Курганская, Свердловская и Тюменская области, а также два автономных округа – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий.
Но поговорить хотели не об Урале (о себе и соседях мы и так знаем многое), а о Северном Кавказе. В него, в свою очередь, входят 7 субъектов России: это республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край.
Теперь о занимаемых площадях. Какой федеральный округ, по-вашему, самый большой? Правильно, Дальневосточный. Он занимает – только представьте! – почти 7 миллионов квадратных километров. На второй строке – Сибирский округ с его 4,35 миллионами. А третью строчку занимаем мы – площадь УрФО составляет 1,8 млн кв. км.
А вот самый «малышовый» округ как раз Северо-Кавказский и есть – он занимает всего 170,5 тысячи квадратных километров, на которых, как написано выше, разместились шесть республик и один край.
Перейдём от округов к более мелким территориальным единицам. Вы знаете, какую площадь занимает Челябинская область? 88,5 тысячи километров. А вот Ингушетия, к примеру, всего 3685. В 24,5 раза меньше! Это самая маленькая республика России, а также регион в целом (не считая городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). А ещё это самый молодой субъект в составе Российской Федерации – Ингушетия образована 4 июня 1992 года, а её столица, «город солнца» Магас, является единственной в стране, которую заложили как новую столицу субъекта в XX веке.
Вот такие интересные факты.

К чему я их приводила? Объясняла собственное удивление по поводу того, что на Кавказе всё рядышком. Есть такая шутка про микро-государство Лихтенштейн: мол, шаг в сторону, и ты уже не в Лихтенштейне. Так и здесь: горные республики жмутся друг к другу, подпираемые величественными хребтами, верхушки которых прячутся в облаках. Горы – их защита. Ведь это естественная преграда на пути народов, в том числе пришлых, враждебных.
И эта скученность казалась странной, ведь любой россиянин привык к бескрайним просторам своей страны. Но тем она и хороша, что на её территории можно встретить всякое, тем и богата.
Центром Северо-Кавказского округа является Пятигорск, который с ходу предложит тебе массу туристических направлений. Я бы выбрала все, будь у нас побольше времени и денег. Но ресурсы были ограничены, так что приходилось выбирать. Кстати, сами туроператоры, которые, казалось бы, гонятся только за прибылью, не советовали брать крупные экскурсии подряд: такие, чтоб на весь день, с подъёмом в 5 утра и отъездом в 6. Мол, устанете физически и тем самым смажете себе всё впечатление. По их совету мы стали миксовать: сначала съездили на Эльбрус – назавтра в соседний Кисловодск, побывали в Ингушетии – поплавали в Суворовских термах и т.д. А там и отпуск подошёл к концу.
Приоритетом всей поездки был Эльбрус (мечта!), а вот в пользу Ингушетии сыграли местные башни. Случайно увиденные в интернете фотографии завораживали. Только представьте: живописные зелёные долины с ленточками дорог, взмывающие под облака горы, одни из самых высоких в России, и разбросанные там и сям каменные башни, подчёркивающие суровость скал и местных нравов.
Второе (неофициальное) название Ингушетии – «Страна башен».

От столицы Осетии, Владикавказа, до границы с Ингушетией всего 24 километра. Здесь стоит красивая въездная арка, которая на карте так и называется – «Ворота в Ингушетию». А ещё здесь находится блок-пост, где прибывающим нужно выйти из автобуса и предъявить паспорт или свидетельство о рождении (на ребёнка). Об этом предупреждают заранее – без документов на территорию республики не попадёшь. Ведь совсем рядом проходит уже настоящая граница – с не всегда дружественной к нам Грузией.
В нашем экскурсионном туре значилось несколько объектов. И первым номером шло посещение башенного комплекса Эгикал – крупнейшего сохранившегося башенного посёлка. По меркам Средневековья это был целый мегаполис: 62 башни, из них по шесть боевых и полубоевых и 50 жилых. Кстати, закономерный вопрос – а зачем ингуши вообще их строили? Почему бы не жить в полноценных домах, чем сидеть на головах друг у друга? В прямом смысле, ведь в жилой башне на первом этаже держали скот, а на втором-третьем жили большие семьи. Но вопрос отпадёт, если вспомнить, что войны и борьба за выживание всегда сопутствовали человеку. Особенно здесь, в горах. Нападали враги внешние, происходили междоусобные стычки – всего этого хватало с лихвой в 12-18 веках, когда строились башни. Плюс учтите, что горах плодородных участков и так немного, так что землю использовали для посадок. А вот башни строили на камнях и из камней – из больших глыб, без связующего раствора. Обставляли событие торжественно, искусных строителей очень ценили и отводили на строительство ровно 1 год. Если стройка затягивалась, род считался слабым, а сама башня – неудачной. При чём тут род? А это главное. Дело в том, что каждому роду принадлежал свой башенный комплекс. Даже современные ингуши к ним привязаны. Если от башен остались развалины – всё равно к ним приезжают и привозят детей.
А Эгикал, который был когда-то крупным процветающим посёлком, опустел и больше не восстановился после депортации местного населения в годы войны. Напомним эту историю. Когда немцы стали продвигаться в южные регионы СССР, стараясь захватить нефтяные промыслы Кавказа, отвлекаться на борьбу с внутренним врагом было крайне затруднительно. А Чечено-Ингушетия в те годы (1941-1944) была на втором месте по уровню преступности в стране (после Литовской ССР). Местным народам вменяли бандитизм, дезертирство, неблагонадёжность (их обвиняли в сотрудничестве с Вермахтом), а потому в начале 1944-го депортировали в Казахстан. Такая вот печальная страница прошлого.

Побродив по Эгикалу и полюбовавшись Ассинским ущельем, мы проехали на территорию природного заповедника Эрзи, чтобы увидеть «Вовнушки» – ещё один башенный комплекс, который считается символом ингушской башенной архитектуры, её шедевром. В 2008 году он даже стал финалистом конкурса «Семь чудес России». Кстати, кавказский красавец Эльбрус в него в итоге вошёл.
Выглядит это чудо так: на двух отвесных скалах, прямо друг напротив друга, стоят три башни, которые раньше соединял висячий мост. По нему в случае осады женщины, старики и дети перебирались в более безопасную башню. Играл он защитную функцию и для торговых людей, которые шли караванами по Великому шёлковому пути. Ведь в то время Ассинское ущелье было единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет.
Кстати, у каждого ингушского рода были не только своя башня, но и свой склеп. Возле «Вовнушек» он есть: сквозь железные прутья белеют человеческие кости и черепа и лежат так пугающе близко, что даже в солнечный день становится не по себе.
Плохие мысли тут же прогоняет бабочка. Она делает окружающую красоту (почти невыносимую для глаз!) ещё более ценной. Короткие взмахи крыльев, как и минуты человеческой жизни, мелькают быстро, неостановимо. Нашёптывают: «Цени мгновение, цени…».
А закрывал и подытоживал тему башен в этот день стометровый небоскрёб «Согласие», выстроенный в столице Ингушетии, Магасе, в 2013 году. (Кстати, выстроенный, согласно ритуалу, ровно за год.) Эта современная постройка является копией средневековой башни, только увеличенной в четыре раза. На самом верху её находится смотровая площадка со стеклянным полом, добираться к которой следует по спиральному пандусу, а это – более километра в длину (и одновременно в высоту). Но по дороге вы не заскучаете, ведь башня вместе с тем является этнографическим музеем, стены которого украшают картины. Популярны сюжеты, взятые из ингушской мифологии, много фрагментов жестоких сражений, войн и даже сталинской депортации. Видно, что для народа республики эта тема очень болезненная…
Хотя лучшая картина ждала нас наверху: под нами плыл молодой город, раскинувшийся по долине, и далёкие-близкие горы, подёрнутые дымкой. Где-то там прячется великий Казбек, чья вершина всегда украшена снегом. Где-то в них спят родовые башни – вечным сном…

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии