В 2024 году День водителя приходится на 27 октября.
Не знаю, как другие, а вот лично я испытываю ностальгию по тем временам, когда у нас ходили рейсовые автобусы.
Привокзальная площадь, на которую выходит окно моей квартиры, всегда была оживлённой. Подъезжали и уезжали автобусы – «ПАЗики», «Икарусы». «Картинка» всегда менялась, и было интересно за ней наблюдать.
А это ни с чем не сравнимое «чемоданное настроение», когда собираешься в дорогу, боишься опоздать, смотришь на часы, торопишься на вокзал купить билет, а потом плюхаешься на своё место и расслабляешься, беспечно глядя в окно? Ждёшь, когда водитель закроет двери, и автобус наконец тронется. И всё! Ты – пассажир! Тебя везут, куда нужно, а ты можешь думать о чём-то своём, можешь дремать. Или общаться с соседом. Каждая поездка – не похожа на другие. Всегда маленькое приключение.
Но это – в идеале. В далёкие студенческие годы приходилось ездить часто, и не всегда с комфортом. Бывало, всю дорогу от города до Кизила стоишь на ногах и радуешься, что тебя ещё взяли. А из Кизила до Богдановки порой набивались так, что с трудом закрывались двери. Особенно в канун праздников, когда все студенты ехали домой. Но, как говорится, в тесноте да не в обиде, водители были с пониманием, старались впихнуть всех. И от этого даже было весело. Ехали, дружно покачиваясь, как кильки в банке. Я всегда старалась попасть в переднюю часть, чтобы можно было смотреть на дорогу и наблюдать за шофёром. Каждый из них тоже был со своим характером – попадались и угрюмые молчуны, и шутники-балагуры, и строгие аккуратисты… Но при этом все они были профессионалами, которым не страшно было доверить свою жизнь. И в летний зной, и в зимнюю стужу рейсовый автобус всегда по расписанию следовал по маршруту. И вот теперь этого нет. Перевозят только школьников.
Представители старшего поколения наверняка хорошо помнят кизильских водителей-автобусов: Юрия Кожевникова, Александра Позднякова, Валерия Ишкова, Юрия Сергеева, Алексея Любенкова, Олега Ходченко, Петра Камнева, Владимира Вотченникова, Николая Такабаева, Виктора Бабушкина, Виктора Батраканова, Ивана Колесникова… Многие работают до сих пор, в том числе и на пассажирских перевозках.
Например, Иван Иванович Колесников трудится в настоящее время водителем в кизильском комхозе – в ООО «Партнёр». Перевозит рабочих на «УАЗике».
Водительские права он получил 2 февраля 1973 года, после того, как прошёл в Магнитогорске обучение от военкомата. Родился и вырос Иван в посёлке Верхняя Сосновка, и, как всякий деревенский мальчишка, с детских лет тянулся к технике, а за руль сел в 15 лет. Так что шофёрский стаж получается около 55 лет! Из них 30 работал водителем автобуса. Мы попросили Ивана Ивановича отмотать жизнь, как киноленту, назад и вспомнить основные этапы его шофёрской биографии.
— Права выдали, когда мне ещё и восемнадцать не исполнилось, — вспоминает он. — Стал я водителем третьего класса (тогда категории не указывали). Так что до армии успел ещё поработать в совхозе «Богдановском», возил механика. В ноябре призвали. Попал служить в Германию, в ракетные войска. Там тоже шоферить пришлось. Сначала водил машину с радиостанцией, потом переучился на водителя второго класса и возил на «УАЗике» начальника штаба дивизиона. Месяц только приноравливался ездить по немецким дорогам. И как-то всё равно случилось, что немец влетел в мою машину. Наши «ваишники» примчались и, недолго думая, сделали мне прокол в правах. Потом приехали их полицаи, разобрались, я оказался не виноват. А дырка-то в корочках осталась. Потом ещё много лет с ней ездил, вспоминал…
После армии опять работал в Богдановке, на «ГАЗ-51». Ездил на нём в Краснодар в 1975-76 годы. Тогда у нас засуха была, всех посылали на заготовку соломы. Довелось мне и на легендарной «эмке» покататься. Самая надёжная машина! Было это в 1979 году, когда я только в ПАТО пришёл. Начальником там тогда был Александр Михайлович Синенко. В скором времени нас двоих – меня и Сергея Недорезова – отправили на десятидневные курсы, чтобы затем посадить на автобусы. По возвращении мы должны были ещё десять дней стажироваться, но почему-то меня сразу отправили в рейс с Юрием Кожевниковым, в Магнитку. Мы ведь раньше как ездили: уезжали вечером в Полоцк, там ночевали, оттуда утром через Кизил в город, а в 6 часов вечера – на Богдановку. Работали по графику. Если положено в 8 выехать – кровь из носу, будь на месте без опозданий. И в 5 утра приходилось вставать. Но мы этому только радовались. Это были рейсы по доставке строителей, тогда же много разных объектов строили в районе, – привёз, выгрузил, и весь день свободен. Ну, и проверяли нас, конечно, строго перед выездом и в конце рейсов. Приезжали в ПАТО в основном медики – Татьяна Дмитриевна Ходанович, Антонина Дмитриевна Спицина. Бывало, что и отстраняли по состоянию здоровья. А без медосмотра и путевой лист не выдавался. Мы, бывало, по нескольку раз в день у медиков осматривались. Приедешь на городской вокзал, идёшь отмечать путёвку, а чтобы обратно поехать – опять надо к медику за разрешением. И всё равно, работать было интересно. Я вот до сих пор помню, сколько стоил проезд на «ПАЗике» в советское время: до Магнитки 1 рубль 48 копеек до вокзала, до стадиона на левом берегу – 1 рубль 18, до Сибая – 42 копейки, до Грязной – 35, до Богдановки – 58, до «Победы» – 95, до Полоцка – 1 рубль 18, до Сыртинки – 35, до Янгельки – 73 копейки.
Потом, когда в стране начались перемены, Магнитогорское ПАТО от нас отказалось. Возникли финансовые трудности, стали работать от района. Но денег на содержание хозяйства по-прежнему не хватало. Пассажирские перевозки – они ведь убыточные сами по себе во всём мире. Так что всё постепенно захирело. Я в 2010-м уезжал работать на Север. Потом вернулся, устроился в Кизиле механиком, ещё лет 8-9 возил детей на школьных автобусах. Но, надо сказать, они не чета тем «ПАЗам», что были у нас раньше. Уж больно хлипкие. На старых мы могли спокойно перевозить по 50-70 человек, что называется, битком. И хоть бы что. Там такие рессоры стояли! А в новых – строго по местам.
Кстати, все школьные автобусы базируются сегодня на территории комхоза. Там у них ремонтная база. Контролирует их состояние механик Евгений Алексеевич Канаев (на фото), механиками по выпуску работают уже известные нам водители-стажисты Олег Ходченко и Алексей Любенков. И Евгений Алексеевич полностью согласился с Иваном Ивановичем, что новые автобусы часто выходят из строя: то отопители откажут, то помпы летят, то шланги не держат. Возни с ними хватает. Но относятся к этому транспорту тут очень серьёзно, осматривают утром и вечером, ведь перевозят не просто пассажиров – детей. Самое ценное, что есть у каждого из нас.
А День водителя ребята, конечно же, отмечают. Это святая традиция, можно сказать, для тех, кто всю жизнь за рулём. И вот тогда-то и льются одна за другой шофёрские байки. Много их, этих историй, весёлых и грустных. И может, когда-нибудь мы их услышим.
А пока – всех с наступающим праздником! И, как говорится, ни гвоздя, ни жезла!
Татьяна ИВАННИКОВА,
корреспондент, фото автора.