Воспоминаниями о своих первых учениках и коллегах, учителях Сыртинской школы, делится Малика Сельжановна Макашева.
Как часто возвращает меня память в те далёкие годы, в начало семидесятых, когда мы были молоды, когда я, вчерашняя студентка, делала первые шаги на педагогическом поприще…
Одна из родительниц как-то укорила меня: «Трудно определить, где здесь классный руководитель, а где – ученики…». И это правда, ведь мне было всего 20 лет, и я только-только окончила Магнитогорский педагогический институт, получив специальность учителя физики и астрономии. Да, моей мечтой было небо, а кумирами – Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, первые космонавты СССР. Неудивительно, что за глаза мои подопечные звали меня просто Марина или Марьяша, ведь старше них я была всего на два-три года.
…То был памятный день – 1 сентября 1972 года. Порог Сыртинской средней школы впервые переступили девятиклассники, открыв в истории села страницу полного среднего образования. На фото №1 можно увидеть этих ребят: увальских Володю Долганова, Таню и Лиду Курицыных, Тоню Измякову, Любу Федотову, Колю Шевякова, Рафика Ишмухаметова из колхозной деревни Ильинка, карабулакских Алию Нуркаеву и Надю Таркину, кизильского парнишку Сашу Харламова. Остальные ребята были сыртинскими: Зина Спиридонова, Надя Шавалдина, Саша Кияев, Надя Светалкина, Таня Зернова, Серёжа Макаров, Витя Аргунов, Тамара Вознюк, Наталья Свищ, Вася Синебрюхо, Петя Дударев, Галя Ибраева, Галя Пашнина и Саша Павлов. Это были первые выпускники Сыртинской школы – и мое первые ученики, которых я ношу в сердце почти полвека.
Директором Сыртинской средней школы в 1971-1974 годы была Нелли Ивановна Серюкова (фото №2, третья справа в нижнем ряду), она вела в этом классе историю и обществознание. Вскоре она переехала в г. Верхнеуральск, где преподавала свою любимую историю вплоть до выхода на заслуженный отдых. И, что интересно, её старшая дочь Лариса тоже стала учителем истории.
Нельзя обойти вниманием Зинаиду Михайловну Кулешову (фото №2, вторая справа в нижнем ряду) – первого завуча нашей школы, учителя русского языка и литературы, женщину начитанную и ответственную. Она была невысокого роста, щупленькая на вид, но работоспособности невероятной: мои ребята еженедельно писали по два домашних и два классных сочинения (это в среднем 100 работ в неделю) в толстых, на 96 листов, общих тетрадях, которые всегда вовремя проверялись и рецензировались. Хорошо, что Зинаида Михайловна жила при школе: её маленькая квартирка была в тех помещениях, где сейчас расположены склады школьной столовой, с выходом на улицу. Мои ребята часто помогали ей донести до дома эту тяжеленную кипу тетрадей.
Зинаида Михайловна комментировала сочинения учеников тихим размеренным голосом, но говорила образно и убедительно. И впоследствии, когда мальчишки пошли служить в ряды Советской Армии, многие из них передавали в своих письмах приветы и слова благодарности учителю. Ведь современных средств связи не было, и люди – да-да, представьте себе! – писали друг другу письма и слали по почте поздравительные открытки и телеграммы. Где сейчас Зинаида Михайловна, как сложилась её судьба, мне, к сожалению, неизвестно.
Кстати, о почте: единственным почтальоном на весь посёлок была Анна Ивановна Дударева, мама Пети, моего ученика, с которым мы активно общаемся и сегодня. Он стал кадровым военным, с годами вышел на заслуженный отдых, проживает в г. Миассе.
Анна Ивановна одна воспитала двух замечательных детей. Почтовая сумка, с которой она ежедневно обходила Сыртинку, была невероятных размеров, потому что каждая семья выписывала большое количество газет и журналов – корреспонденции, как тогда называли. Она была и по интересам: советские женщины, например, подписывались на журналы «Работница», «Крестьянка», «Мода», мужчины – на «Технику молодёжи», «Вокруг света», «За рулём». Но была и специальная подписка, добровольно-принудительная: например, каждый учитель был обязан выписывать «Учительскую газету», каждый комсомолец – «Комсомольскую правду», а каждый пионер – конечно, «Пионерскую правду».
И если уж заговорили о пионерах, стоит отметить, что пионерская организация в нашей школе заслуживает отдельной главы. Носила она почётное имя краснодонского молодогвардейца, активного участника антифашистского движения в годы войны 1941-1945 гг. Олега Кошевого. И с 1972 года её бессменно возглавляла старшая пионерская вожатая Галина Васильевна Спиридонова, одна из лучших в районе. День пионерии, который отмечался в СССР 19 мая, проходил в нашей школе интересно и неповторимо. Этот праздник объединял всех причастных и делал нас огромной, шумной и счастливой толпой, украшенной алыми галстуками и флажками, а также гордым знаменем пионерской организации. Бойкие барабанные палочки и звонкий горн звали детские сердца в молодость, в весну, в светлое будущее. Кстати, вся пионерская атрибутика – и знамя, и вымпелы, но главное – горн и барабан (ведь именно они в глазах детворы были очень привлекательными) – хранились в пионерской комнате рядом с кабинетом директора. И если вдруг по школе разносилась громкая и весёлая какофония музыкальных звуков, то означало это одно: в комнату пробралась весёлая троица пацанов из Саши Коптеева, ныне руководителя отдела культуры Кизильского района, Кости Пашнина, впоследствии ставшим кадровым военным в Московском военном округе, и Славы Васильева (он жил в г. Магнитогорске и работал на ММК, но, к великому сожалению всех, кто знал Славу, давно скончался).
Продолжение следует.
Малика МАКАШЕВА,
п. Сыртинский.