Негласный закон степи

Казахи славятся своим гостеприимством и умением накрывать богатый дастархан.

Очередное занятие этношколы так и называлось – «Богатый дастархан». Местные, конечно, знают, но напомним: так казахи (и некоторые другие восточные народы) называют сервированный стол. Хотя это малая часть значения слова: дастархан – это и место сбора всей семьи, и возможность пообщаться с дорогим гостем, и праздничный ритуал, и дань традициям.
Кто же откажется от угощения? Да и познакомиться с интересными национальными обычаями и устройством быта казахов, проживающих в Карталинском районе, хотелось. Таких любопытствующих было немало – все редакторы изданий близлежащих территорий, корреспонденты, представители Союза журналистов области.

Теоретическая часть занятия Школы этнокультурной журналистики проводилась в самих Карталах. Этот проект, напомним, Союз журналистов реализует при поддержке Фонда президентских грантов (одно из занятий проходило в Верхнеуральске, и материал об этом выходил летом). Мы обсудили проблемы сохранения этнической самобытности в регионах и в стране в целом. Модератором семинара стала редактор газеты «Карталинская новь» Сания Жамбусинова Она поделилась опытом освещения межнациональных отношений в районе, где первое поселение Полтавка основали, как говорится в документах, «200 табынских казаков и 19 калмыков». Сегодня в 11 поселениях района дружно живут русские, казахи, мордва, армяне, таджики и представители других народов. И так сложилось, что они вместе отмечают национальные праздники – на Пасху красят яйца, на Крещение окунаются в прорубь, накрывают дастархан в Наурыз…Газета рассказывает о межнациональных браках, о том, как в таких союзах происходит взаимообогащение культур, воспитывается уважение к людям всех национальностей. При этом Сания Рахмеджановна предложила коллегам подумать о судьбе национальных языков. Нужно ли казахам учить родной язык? В Карталах были попытки создания языковых курсов, но они не увенчались успехом из-за отсутствия квалифицированных педагогов. Об этом же говорила Светлана Зайцева, главный редактор газеты «Саткинский рабочий». Здесь тоже пытались ввести обучение башкирскому языку для выходцев из соседней республики, но натолкнулись на ту же проблему. Так надо ли в СМИ поднимать вопрос сохранения национальных языков? Участники семинара высказали самые разные мнения на этот счет. Но, безусловно, требуется системная, продуманная работа СМИ в освещении межнациональных отношений. Александра Цыганова, главный редактор газеты «Сельские новости», рассказала о сотрудничестве с национально-культурными центрами, о том, как «районка» поддерживает сохранение этнической самобытности народов, живущих на территории Брединского района.
Директор Карталинского краеведческого музея Татьяна Паули рассказала журналистам о богатой истории района, о поддержке пяти национально-культурных центров. С одним из них – казахским фольклорным объединением «Ак жаулык» (белый платок) – участники этношколы познакомились в деревне Неплюевка.
Это старинное село, где прошла практическая часть нашего занятия, расположено в 42-х километрах к югу-западу от города Карталы. Основано как казачье поселение в 1844-1846 годах в честь выдающегося государственного деятеля России, сподвижника Петра I, оренбургского генерал-губернатора И.И. Неплюева.
Журналистов как дорогих гостей принимала в своём семья Аскара и Гульнар Буркутбаевых. Вместе с объединением «Ак жаулык» (а также главой Неплюевского поселения Татьяной Игнатьевой и руководителем Дома культуры Ириной Слинкиной) они подготовили большую программу знакомства с казахской культурой. Звучали национальные песни, готовились баурсаки, бешбармак и чак-чак… В богато украшенной юрте можно было примерить праздничные наряды, попробовать сыграть на старинных музыкальных инструментах. На празднике был показан один из красивых казахских обычаев «разрезание пут», который проводится, когда малышу исполняется год. И разрезать должен не абы кто, а человек уважаемый, почтенный.
А затем нас усадили за большой стол с угощениями, главным из которых стал, конечно, бешбармак. Кстати, у казахов это традиционное блюдо называется БЕШбармак, а у башкир – БИШбармак. Кто же прав? И те, и другие. Ведь блюдо называется «пять пальцев», просто числительное «пять» произносится у обоих народов по-разному.
…И выпускать из-за стола нас долго не хотели – все, кто знаком с казахской культурой, знают, о чём мы говорим. Казахское гостеприимство – это негласный закон степи. Без этого незыблемого правила выжить в этих суровых краях было невозможно. Не принять путника издревле считалось позором для семьи и всего рода, поэтому и в дальнюю дорогу наши предки отправлялись без боязни: знали, что даже если появятся трудности, их в беде не оставят.
Считалось, что гость – это посланник неба или Бога, с которым добрая воля приходит в твой дом.
Вот бы и нам об этом помнить.

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии