Из истории Грязнушинского

К 275-летию посёлка местные жители выпустили брошюру, рассказывающую об основных вехах в его истории. Выдержки из неё мы приводим сейчас, когда селу исполнилось 280 лет.

В книге В. Семёнова «Из истории Оренбургского казачьего войска» приводится в пример такой диалог:
— Вы знаете, почему нашу речку Караганку разбойной называют, а брод на Урале пушечным? — спросил старейший казак Грязнушенского посёлка Матвей Меньшенин у войскового старшины, архивариуса Н.К. Бухарина и поведал такой случай. Приблизительно в 1822-1823 годах на Караганке находилась покосная команда человек в 70, которую разбил киргизский отряд из 200 и более человек. Вот с тех пор и стала речка «Разбойной». Киргизы сперва сняли пикеты, перерубив казаков, а затем бросились на команду, из которых троих убили, а остальных угнали в плен. Из убитых помню одного казака Зонова, да попавшего в плен Корнея Меньшенина, который через неделю выбежал на Губерлю. Три ночи он бежал от погони киргизов. Из крепости Кизильской был послан отряд для преследования с пушкой, и брод, через который её перевозили, до сих пор называют «Пушечным»…
Со временем оборона крепостей ослабевала. Генерал-губернатор Рейнсдорп рекомендовал войсковому атаману С.Ф. Кирсанову (1778-1781 гг.) наказывать атаманов станиц, а также комендантов крепостей и редутов за оплошность. Так, в июле 1822 года три безоружных рядовых солдата самовольно вышли за укрепление Грязнушинского редута для сбора ягод. На них напали два конных киргиза и искололи пиками. В тот же день один из солдат скончался. Начальника редута – хорунжего Поздеева – предали суду.
История посёлка интересна и тем, что в разные периоды в нём побывали проездом известные люди, исторические личности, будущие правители государства Российского. Весной 1837 года, следуя в Оренбург, в Грязнушинском останавливался цесаревич Александр вместе со своим наставником, поэтом Жуковским. Здесь они перепрягали лошадей. А вот цесаревич Николай II, следуя этим же маршрутом в 1891 году, обедал и ночевал в селе 23 июля вместе со своей свитой.
К приезду высокопоставленных гостей казаки готовились основательно, затем встречали, угощали, а при отбытии из посёлка – сопровождали до следующего пункта дистанции, деревни Берёзовки.
С каждым годом посёлок всё более разрастался. В 1901 году здесь насчитывалось уже 126 дворов, в которых проживало 812 душ. Была построена церковь, в которую казаки ходили семьями по воскресеньям и православным праздникам.
Мирная жизнь грязнушинцев была нарушена очередной войной в 1914 году. Казаки несли действительную службу в 1-м Оренбургском казачьем полку 2-го военного отдела. Полк участвовал во многих военных походах русской армии. Не все казаки вернулись домой живыми. А вернувшиеся с гордостью носили на груди ордена, полученные ими за воинские подвиги. Среди них – полный Георгиевский кавалер Константин Георгиевич Чурсин (четыре креста). Тремя георгиевскими крестами был награждён Даниил Капитонович Заслонов, двумя – Павел и Фёдор Заплатины, Артемий Чурсин. Серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте награждён казак Кузьма Вдовин.
Конечно, в казачьем обществе кавалеры Георгиевского креста пользовались заслуженным авторитетом и уважением. Но после Октябрьской революции 1917 года, разделившей людей на «красных» и «белых», всё изменилось. И в Красной армии, и в Белой появились свои награды. Но при переходе казаков из Белой армии в Красную Георгиевских кавалеров ставили на особый учёт. Таких казаков было немало, и среди них – наш земляк Даниил Капитонович Заслонов.
Пройдя все лишения и испытания Гражданской войны, оставшиеся в живых грязнушинцы возвращались в родной посёлок. Жизнь продолжалась.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии