За 36 лет моей работы в племпредприятии сменилось шесть директоров.
Виктор Павлович Легостаев был шестым. До его прихода на балансе предприятия была базовка для племенных быков, две квартиры для специалистов, три автомашины да один трактор. Сено для скота выделялось по разнарядке из совхозов и колхозов.
С приходом нового руководителя производственная жизнь стала намного активней. Простой в обращении с людьми, неугомонный в работе, Виктор Павлович, казалось, искал себе дополнительных нагрузок. С его лёгкой руки началось строительство одно- и двухквартирных домов, в общей сложности их появилось два десятка. От разнарядки на получение сена для племскота он решил отказаться, хоть и было предписание выделять ЛУЧШЕЕ сено, но на местах фуражиры старались сплавить то, что похуже. Их можно понять: своя рубашка ближе к телу. Поскольку сена нужно заготовить на круглый год, пришлось увеличивать тракторный парк. Искали списанные, меняли на автомашины – так, с миру по нитке, приобрели 8 колёсных и 2 гусеничных трактора. Проблем с сенозаготовкой не стало. Кормов хватало и государственному скоту, и для личных подворий оставалось.
* * *
В лихие 90-е, когда разваливались совхозы и колхозы, с которыми мы были связаны одной ниточкой, казалось, что и мы пойдём ко дну. Но в трудную минуту у Виктора Павловича всегда рождались какие-то идеи, предложения, казавшиеся мне неисполнимыми. Вот и тогда говорит: «Давай комбайн возьмём списанный». Я с опаской: «А восстановим ли?» Он в ответ: «Глаза боятся, а руки делают». Так на буксире и притащили три комбайна. Стали засевать зерном где-то брошенные, где-то арендованные поля, убирать зерновые. Дальше жизнь сама подсказывала – установили зернодробилки.
Была у Виктора Павловича одна привычка: перед тем, как высказать какую-нибудь новую идею, он говорил «слушай», как бы привлекая внимание собеседника к важной мысли.
«Слушай, по речке Греховке много заброшенных, неплодородных земель. Давай их распашем, часть под зерновые, часть под многолетние травы, внесём удобрения». Сказано – сделано! Засеяли, стали убирать пшеницу, естественно, срочно начали монтировать склады под зерно.
«Слушай, в Обручёвке стоит разукомплектованный комбайн, давай возьмём его, а им в аренду самосвал на время уборки отдадим». Высказал я ему свои сомнения: скомплектуем ли, где запчасти брать? А у него на все трудности один ответ: «Швыряться будем, всё сделаем».
Так, кстати, к «лихим 90-м» нашвыряли три комбайна и самоходную косилку-плющилку.
* * *
К концу восьмидесятых областная комиссия объехала с проверкой все племпредприятия и решила закрыть Агаповское и Брединское, а зоны их обслуживания поручить Кизильскому. Спросили у Легостаева, что думает он по этому поводу, потянет ли такую нагрузку. Согласился, только попросил выделить побольше автомобилей с высокой проходимостью. Так в зону нашего обслуживания добавились Агаповский, Нагайбакский, Карталинский и Брединский районы.
«Слушай, надо свою автозаправку делать (до того мы сливали бензин то в колхозе им. Ленина, то в Сельхозтехнике, то в «Красном Урале» – своих ёмкостей не было). «Зашвырялись» – завели ёмкости под дизтопливо, бензин. Отремонтировали две бензоколонки.
С переходом на глубокую заморозку семени жидким азотом построили новую просторную лабораторию, новую контору, «красный уголок». Вторую контору переоборудовали под столовую. Организовали двухразовое питание людей (механизаторов во время полевых работ). Подстроили гаражи на двадцать машиномест.
* * *
Меня всегда удивляла в Викторе Павловиче его умение изобрести деталь, повышающую производительность труда. Казалось бы, человек с ветеринарным образованием, а в технике разбирался прекрасно.
«Слушай, давай с бортового «Урала» снимем кузов, сделаем самосвал – будет быстрей выгрузка идти, и груза вдвое больше везти будет».
«Слушай, сено часто попадало под дожди, давайте метать его на сварные козлы и обдувать электромоторами».
«Слушай, зачем нам возить комбикорма с Увелки? Туда-обратно 620 км – нерентабельно. Давайте установим свою дробилку».
Сказано – сделано. К тому же, когда развалились колхозы и совхозы, и не стали поступать от них денежные средства, мы завели свиноматок – дробилка же своя. Стали появляться поросятки. А их уже и вместо зарплаты выдавать можно, и в качестве бартера использовать. Если хозяйства с нами рассчитывались выбракованным скотом – это тоже не пугало. Сена, дроблёнки достаточно, откармливали до кондиции, потом сдавали тушки в столовые, рестораны, а на вырученные деньги покупали запчасти, топливо для техники.
Уже тяжело болея и будучи два года на пенсии, он всеми силами старался поддерживать предприятие на плаву. Уезжая подлечиться в начале февраля, планировал по возвращении в пустующей столовой временно открыть мясной магазин. Но преждевременная смерть сорвала эти планы. Если бы Виктор Павлович остался жив, то непременно организовал бы какое-нибудь ООО или ПО. Ведь не напрасно же он до конца сохранил все 22 автомашины, все тракторы, сеялки, весь сельхозинвентарь, чтобы люди не остались без дела.
По итогам работы племпредприятий области Кизильское неоднократно занимало призовые места, а в 1994 году стало вторым по Российской Федерации, за что было награждено автомобилем «Москвич-412».
…Толковым он был руководителем, хорошим человеком. До последних дней жизни болел душой за производство, заботился о благополучии коллектива. Добрая память о нём в сердцах тех, кто его знал, останется навсегда…
Николай КОРОЛЬКОВ,
бывший инженер племпредприятия.