Туда, где много воздуха

Прежде чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.

А впереди ещё и май…

Часто ли вы дробите положенный вам отпуск? Или отдыхаете «редко, но метко», не деля по частям стандартные 28 дней?

Вообще-то, согласно Трудовому кодексу РФ, один из отпусков должен быть не меньше 14 календарных дней. Но если человек хочет разбить его, работодатель часто идёт навстречу – отпускать на короткий период всегда проще, чем на долгий. Кстати, учёные склоняются к мысли, что положительный эффект от полного, больше 2-х недель, отпуска слабее, чем от краткосрочного: человек не успевает устать от него, да и в работу затем вклиниться проще.

Словом, как бы то ни было, отпуск часто приходится делить. Вот и я на прошлой неделе «догуляла» оставшуюся ещё с прошлого года недельку. Строя планы, делала установку: чтобы всё так же, как на работе, только с точностью до наоборот. То есть не долгое сидение перед компьютером, а напротив, много перемещений, в том числе пеших. А во-вторых, кардинальная смена декораций: чтоб не четыре стены вокруг, а природа и чистый воздух… много воздуха.

Небольшая ремарка. Туроператоры отмечают: внутренний туризм испытывает небывалый подъём. Тому есть две причины: во-первых, закрытые для массового туризма границы (в Турции, например, ситуация с COVID-19 опять ухудшилась, и Россия с 15 апреля по 1 июня ограничила с ней регулярное и чартерное авиасообщение), а во-вторых, госпрограмма туристического кешбэка – когда граждане могут вернуть часть денег, уплаченных за тур по стране или проживание в отеле. (Для тех, кто ещё не знает условия этой программы, приводим карточку с основными тезисами участия в ней. Кстати, в своём послании Федеральному собранию, прозвучавшем 21 апреля, Владимир Путин предложил не ограничивать сроки программы, а продлить её до конца года.) Как результат – в апреле спрос на бронирование отелей в России вырос на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Тут ещё и неожиданные 10-дневные майские каникулы «нарисовались»… Как тут не запланировать очередную поездку?

…Но моё решение узнать получше места близкие созрело не теперь – ещё в доковидную эпоху. «Египет подождёт», — подумала тогда я и стала мысленно составлять перечень достопримечательностей, с которыми хотелось бы познакомиться поближе. Их оказалось много – только выбирай. И на каждую требовалось время, ведь слишком уж беглое, «по верхам», знакомство – это проявление неуважения и к себе (зачем ехал-то?), и к памятнику природы. Значит, нужно было как следует продумать маршрут, чтобы не наматывать лишние километры (бензин, как известно, всё дороже), и быть готовым его корректировать, ведь что ждёт впереди – никому не известно.

Словно в воду канули

Каждому своё, но памятникам и объектам архитектуры я предпочту природные достопримечательности. Для меня природа – лучший художник.

Намечая небольшое путешествие, начать решили с соседей. Вообще, до этого момента в Оренбургской области я была дважды, и оба раза – в Соль-Илецке, знаменитом своими солёными и грязевыми целебными озёрами. Самое известное из них – Развал. Интересно, что на месте озера раньше возвышалась гора Туз-Тюбе. В 1744 году здесь началась промышленная разработка богатого месторождения соли, так что уже в конце XIX века на месте горы образовался обширный котлован. Позже его затопило, так что Развал, по сути, есть соляной карьер.

Но отдыхать здесь, конечно, лучше летом. Кстати, Соль-Илецк известен и тем, что в городе находится тюрьма особого режима для пожизненно осужденных, перед входом в которую установлен арт-объект «Чёрный дельфин». Изготовленные его мастерами сувениры можно приобрести в здешнем магазине.

Также в области можно найти государственный природный парк «Оренбургский», в котором 90% площади занимают… степи! Оказывается, и первозданные ковыльные степи могут стать редким ландшафтом, ведь большая их часть уничтожена: на месте степей сейчас поля, населённые пункты, карьеры и отвалы… Так что государство решило взять под свою охрану небольшие степные участки, вследствие чего в 1989 году и появился парк «Оренбургский».

Но посмотреть всё же хотелось не на степи – нас, согласитесь, трудно ими удивить. Так что поехали мы на Ириклинское водохранилище – крупнейший искусственный водоём Южного Урала, протяжённость которого по реке Урал составляет 73 километра, а ширина доходит до 8 км. Появилось оно на месте Ириклинской долины, по которой протекала река.

Добирались так: по ухабистой трассе до посёлка Ургаза (Баймакский район РБ), затем до Акъяра (Хайбуллинский район РБ) и, чуть-чуть не доезжая до Гая (Оренбургская область), свернули налево. Кстати, этот отрезок пути от трассы до посёлка Ириклинского неожиданно оказался самым ровным, видимо, асфальт был положен не так давно. Ведут к плотине и другие дороги, грунтовые, но их мы изначально не рассматривали. Длина пути в целом составляет около двухсот километров, ехать – с учётом качества дорожного полотна – пришлось около трёх часов.

Стоит, наверно, рассказать, как мы вообще пришли к идее этой поездки. Дело в том, что я люблю воду, летнее купание и вообще всё, что связано с водоёмами. Меня по-настоящему волнует судьба мелеющих рек и озёр. И вот после очередной порции стенаний на эту тему мне решили доказать, что не всё так плохо: коренной житель Кваркенского района, где и находится водохранилище, возразил – Урал по-прежнему велик. И обещал показать одно местечко… Место и впрямь оказалось впечатляющим: увидеть столько воды в наших засушливых местах дорогого стоит. На водохранилище действует Ириклинская ГЭС, которую строили с 1949 года. Техники не хватало, условия труда были тяжелейшими, так что стройка выдалась непростой.

В посёлке Ириклинском мы даже увидели крест с табличкой: «Сей памятный крест установлен в память о всех погибших и затопленных в водах Ириклинского водохранилища. Вечная им память!». Если основательно копнуть историю, жертв наверняка окажется немало. Впрочем, не такова ли участь всех водоёмов, иначе откуда бы взяться выражению «канул в воду»? Заполнялся огромный котлован целых восемь лет – с 1958 по 1966 годы, под воду ушли многие посёлки, жителей пришлось переселить. Как тут не вспомнить историю появления посёлка Новоершовского, который вырос благодаря не воплотившемуся в жизнь проекту строительства водохранилища в районе Ершовки?

Средняя глубина Ириклинской плотины составляет 12 метров, максимальная – 36 м. По берегам расположено несколько баз отдыха: «Чайка», «Вишнёвые горки», «Таналык»… Есть берега пологие, есть скалистые, два крупнейших залива, Таналыкский и Суундукский, острова, среди которых самый крупный носит романтичное название остров Любви, плёсы, множество мелких островков и лагун… На пароме можно совершить путешествие через Суундукский залив в посёлок Энергетик – трубы местной ГРЭС видно издалека. Также знающие люди советуют посетить Долину слёз, где плачут… деревья. Также здесь понравится тем, кто ценит рыбалку.

Тысячный город

На обратном пути заезжаем в Гай. Город это промышленный, известный своим ГОКом. Недра в его окрестностях богаты медными рудами, которые начали разрабатывать в 1959 году, построив комбинат. Это и считается днём рождения Гая.

Необычное название, правда? Происходит оно от белорусского народного наименования берёзовой рощи, рядом с которой и появилась деревня, затем разросшаяся. Статус города Гай получил в 1979 году – он был зарегистрирован в реестре городов Российской Федерации под номером 1000. «Тысячный город России» – извещает вас на въезде постамент, на котором красуется погрузочно-доставочная машина, отслужившая свой срок на подземном руднике. Специализированную технику можно увидеть также в городском парке, не так давно, к 60-летию города, обновлённом. Он находится в центре, рядом с очень современным и красивым зданием ФОКа, построенном на средства регионального правительства и Уральской горно-металлургической компании. Парк большой – 180 тысяч «квадратов», главная достопримечательность – цветомузыкальный фонтан, увы, до мая не работающий. Здесь есть также площадки для занятий спортом, вплоть до экстремальных (вроде катания на скейтбордах), сцена и зрительный зал под открытым небом на 500 мест, выставочная площадка, где расположились четыре единицы горно-шахтных машин, детская игровая зона… И так далее. Молодые сосенки, много удобных деревянных скамеек необычной формы. Летом здесь наверняка много цветов.

Город сам небольшой, населения – чуть больше 33-х тысяч. Привычные вывески сетевых магазинов, не очень чистые улицы… Столовую или кафе, где бы предлагались готовые, чтобы не ждать, блюда, перед отъездом найти не удалось. Покружили по подсказкам навигатора, встретили несколько киосков с шаурмой. Однако после речной прохлады хотелось горячего борща или, на худой конец, лапши. Пельменная на выезде оказалась закрыта. Может, ковид тому виной, что некоторые заведения общепита так и не смогли возобновить работу. Впрочем, ладно, обед по расписанию для нас не главное.

Теперь наш путь лежал в Башкирию…

Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии