Путешествия продолжаются

Исследуя водоёмы, учитель со школьниками прошли две сотни километров и совершили 15 экспедиций.

Окончание. Начало в №45.

Река Сухая

2007 году мы с группой ребят совершили поход-поиск, в котором отыскали Бунежихин садок. Углу­бление-чаша более чем на половину было засыпано землёй, на которой росла короткая трава, образуя под собой плотный дёрн. Мы аккуратно выбрали его из чаши и налили в неё воды.

С тех пор прошло 12 лет, и мы снова здесь. Ребята увидели, что в садочке, на западной стороне, растут огромные сосны, которые не в силах обхватить один человек.

Хорошо отдохнув, мы выдвину­лись к хутору Свет, который нахо­дится отсюда в километре. Шли по правому берегу Сухой, от моста, что в середине хутора. Не пройдя и поло­вины, вышли к другому мосту, запад­ному. За ним расстилается широкая пойма, в которой видно русло Сухой (ближе к дороге, идущей из Кацбаха на Карталы). Воды в нём мало. При­чина та же, что и на реках Куликовка, Камурча, Зингейка, – воздвигнутые плотины. На Сухой погубившая её плотина находится в Карталинском районе, хотя за хутором есть остат­ки и своей, сооружённой ещё в со­ветское время и перегораживавшей пойму.

Здесь мы решили сделать стоян­ку до утра. Мальчишки пошли за сухим камышом для костра, я стал устанавливать палатку. Через пол­часа был готов и ужин. На смену солнцу выкатила полная луна, света которой хватало, чтобы обходиться без фонариков. В одиннадцать мы были уже в палатке, и минут через пятнадцать мальчишки заснули. День был тяжёлый, да и завтра нам будет не легче.

… Утро. Завтрак. Сборы. В 8.45 уже выходим на маршрут. Сухая петляет, подходя всё ближе к дороге сообще­нием Кацбах-Карталы. Из камышо­вых зарослей вылетают утки, кое-где – цапли.

Плёс на Сухой

В двух километрах от хутора есть переезд через Сухую, а за ним кра­сивый плёс длиной 75 метров и шириной – 40. Вода чистая. Глубина – более полутора метров. Здесь де­лаем первый 20-минутный привал. Время 10 часов, а солнце уже вов­сю разогревает воздух. Шаг за ша­гом продвигаемся по берегу реки. Там, где он ровнее и травы меньше, седлаем велосипеды.

Через три километра выходим к большому и глубокому плёсу. Его длина 160 метров, ширина достигает 50. А через три небольших привала и 2,5 километра пути наш маршрут преграждает глубокий ов­раг, идущий от берёзовых колков с холмов. Пройдя чуть больше двух­сот метров, выбираем место, где можно перейти на другой берег реки и выйти на перекрёсток дорог Заря-Свет-Кацбах. Место найдено. В целом за четыре часа мы прошли почти 8 километров. Осторожно пе­ребираемся через Сухую и движем­ся к перекрёстку. На часах 13.00, солнце раскалено, температура воз­духа +32С!.. Запасы воды на исходе. Домой, домой!.. Вперёд, вперёд!..

2020 год. Сухая: последние километры

На эту экспедицию, последнюю в наших планах исследовать водоёмы Кацбаха, мы отправились 3 октября. Утро было тихим, ясным. В восемь воздух прогрелся до +1С, через пару часов, когда отправились, на термо­метре было уже плюс четыре. Нам предстояло на велосипедах доехать до места, на котором год назад ис­следование Сухой закончилось. Не­сколько остановок, и мы на месте, чтобы вновь приступить к работе. А погода чудесная! И настроение – под стать.

Через 260 метров оказываемся у широкого рукава реки (60-70 м), который протянулся на 370 метров. Примерно посередине есть пере­езд шириной десять и длиной 43 м, который связывает правый бе­рег Сухой по просёлочной дороге с трассой Кацбах-Заря. За рукавом русло сужается, а затем вновь рас­ширяется, и мы видим, что здесь некогда была плотина, которая перегораживала Сухую. Образовав­шийся пруд использовался для нужд скота – на пастбищах, что по правому берегу Сухой, его раньше было мно­го. В период перестройки пруд стал не нужен, и поэтому, когда в один из весенних паводков плотину размы­ло, восстанавливать её не стали.

В середине пруда остался «остров» – остаток запруды. Мы про­двигаемся дальше и там, где река пе­ресохла, видим насыпь из речного, очень мелкого песочка. Конечно, не смогли пройти мимо – и прошлись, и руками зачерпнули.

На северо-западе русло порой приближается к автотрассе на 7-8 метров, затем река резко меняет направление на север-восток, сно­ва поворачивает на северо-запад, устремляясь к автотрассе, и наконец ныряет под неё. Одна из трёх водо­пропускных труб забита, поэтому весной и в большие дожди переиз­быток воды, иногда растягивающий­ся на 6 метров, уходит вдоль трассы к посёлку Заря.

…Привал, обед. «За бортом» уже +18С! Продолжаем движение и ви­дим, что русло становится гораздо шире, хотя и не полноводнее. Река петляет, меняя направление через каждые 20-25 м с севера-запада на северо-восток… И только через 140 метров мы оказываемся в том месте, где она окончательно поворачивает на северо-запад и течёт в этом на­правлении до слияния с Зингейкой.

Идя дальше, мы стали часто встречать солончаки. Чтобы убе­диться, пробуем на вкус белый на­лёт на почве – и точно, соль! Нако­нец подходим к месту встречи двух рек. Путь, проделанный нами сегод­ня, чуть больше трёх километров. В общем же длина Сухой составляет 10,9 км, то есть по протяжённости она вторая после Зингейки. На тре­тьем месте – Куликовка, на четвёр­том – Камурча.

Карликовое озеро

А ещё в Кацбахе, недалеко от моста, есть Карликовое озеро. Его береговая часть – всего лишь четверть километра. Если посмо­треть на пойму, некогда запол­ненную, понимаешь, что рань­ше озерцо было вдвое больше. С восточной стороны – водная гладь, со всех остальных озеро прикрыто стенами камыша. Из­редка на водоём прилетают цап­ли и утки.

Итоги наших изысканий

Таким образом, мы проделали большую и нужную исследова­тельскую работу по мониторингу состояния водоёмов Кацбаха. Что конкретно выяснили?

Во-первых, определили длину всех водоёмов и пришли к выво­ду: река Зингейки тянется на 20,6 км, Куликовка – на 7,4 км, Сухая – на 10,9 км, Камурча – на 6,5 км, береговая часть Лебяжьего озера – на 1,8 км, Карликового – на 0,26 км. Общая протяжённость рек со­ставляет 45,4 км, длина береговой части озёр – 2,06 км.

Во-вторых, познакомились с оби­тателями водоёмов, растительно­стью, неповторимым водно-степ­ным ландшафтом.

В-третьих, побывали на местах древних стоянок и поселений ариев.

В-четвёртых, имея на руках бесцен­ный материал о сегодняшнем состоя­нии водоёмов, мы можем смело ис­пользовать его на уроках географии, когда будем изучать тему сбереже­ния водных ресурсов малой родины, а можем и поделиться им с природо­охранными службами или МЧС – для своевременного предотвращения ухудшения обстановки на водоёмах и предупреждения об опасности.

Ну и в пятых, конечно, просто по­лучили массу незабываемых впе­чатлений.

Знакомиться с жизнью озёр и рек и делать открытия мы, конечно, бу­дем и впредь, ведь это были дале­ко на последние наши экспедиции.

Михаил ЕПАНЕШНИКОВ, руководитель экспедиций, п. Кацбахский, октябрь 2020 г., фото автора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии