Сегодня мы с вами поговорим о театре. Не удивляйтесь. Когда-то и он был у нас в Кизиле. И не просто театр, а со званием народный!
А проведёт исторический экскурс Герман Юрьевич Третьяк – профессиональный актёр и режиссёр Магнитогорского концертного объединения, который «вырос» на «Лабиринте» и, к сожалению, стал его последним руководителем…
Для многих кизильчан слово «театр» рождает множество приятных воспоминаний. Искусство перевоплощения, энергию слова, образа, да и самого замысла спектакля дарили когда-то самодеятельные артисты сельской сцены благодарным зрителям — своим землякам. На протяжении десятилетий в Кизиле существовал самодеятельный театр, то набирая силу, расцветая бурно и ярко, то затухая, в ожидании нового времени, новых условий, новых творческих личностей.
Никто уже не знает и не помнит, когда зародился первый росток театрального искусства у нас в селе, кто стоял у его истоков. Можно только предположить, что путь его начался, как минимум, с 30-х годов XX века. Именно тогда везде разворачивались избы-читальни, полным ходом шла борьба с неграмотностью, вовсю гремели агитбригадами «синие блузы». Наверное, тогда и был «посажен» на нашей земле саженец будущего театрального древа, которое росло и развивалось благодаря энтузиазму, любви и преданности многих поколений.
Но предпосылки были и гораздо раньше, корни тут в самом характере народа, его культуры. Песни, частушки, колядки, ряженые на свадьбах – все эти формы, так или иначе, за 280-летнюю историю Кизила присутствовали на праздниках и народных гуляниях (Никольские ярмарки в станице Кизильской) и не могли не оказать влияние на зарождение театральной деятельности.
Пусть до нас не дошли документальные подтверждения того, когда возникли первые театрально-площадные представления в Кизиле, но то, что они были, можно утверждать смело. Некоторые возразят: а как же православное начало в казачестве, христианские традиции? В них нет места театру, как и лицедейству в целом. Да, но не будем забывать, что ещё за долго до появления сложившегося скоморошества на Руси были известны так называемые «пещные действа», которые разыгрывались в самих храмах, с благословения церкви, где высмеивались грехи и пороки, которые затем «сжигались» в «печи». Это было яркое, весьма своеобразное зрелище. Конечно, их устраивали по большим праздникам, вне поста, в определённое время, что не нарушало церковных канонов. Но это были зёрна, которые проросли спустя десятилетия.
Да даже если бы не было предпосылок, сама история развития нашей страны, всё то новое (само время!) побудило бы к рождению театрализованных постановок, а уже потом – и к полноценным спектаклям.
По роду своей деятельности я часто бываю в сельских клубах и домах культуры нашей области и за её пределами. И могу сказать, что далеко не везде есть театральные традиции, и уж – тем более! – драматические формирования. Так что кизильчанам повезло, и надо сказать огромное спасибо всем руководителям и, разумеется, участникам художественной самодеятельности за неоценимый вклад в культурное развитие села и района в целом. Эти люди скрашивали серые будни, делали жизнь интереснее и ярче, наполняли её юмором и сатирой, комедией и трагедией, сказкой и водевилем, играли как для детей, так и для взрослых, как на сцене, так и на полевых станах в период страды.
К сожалению, архивного материала сохранилось немного, но всё-таки людям дорого то время, и они с любовью вспоминают кипучую и интересную жизнь клуба, самодеятельности и театра.
* * *
Кизильский театр в разное время примерял на себе различные формы театрального искусства. Был театр сатирических миниатюр, которым высмеивались пороки тех лет. Костяк этого коллектива составляли: Л. Ленская, Г. Ермилина, И. Удалов, В. Захаров и многие другие. Позже был создан кукольный театр, который с большим успехом гастролировал по району. Участники старшей детской группы его в 70-х годах – Г. Бочкарева, О. Железнова, Н. Краева.
Ветеран редакции газеты «Кизильский вестник», общественный деятель Кизила Александра Сергеевна Бочкарева при жизни вспоминала: «Более двадцати лет я была участницей художественной самодеятельности, играла в ТЮЗе «Лабиринт» и какое-то время даже исполняла обязанности режиссера театра (1960-1970 гг.). Режиссёром меня попросила поработать бывшая заведующая отделом культуры Нина Матвеевна Песняева, и как председатель райкома профсоюза работников культуры я не смогла отказаться. Не помню, сколько всего спектаклей мы с нашими артистами поставили, скольких режиссеров-практикантов «выпустили в свет». До сих пор у меня сохранились записи текстов сыгранных мною ролей, а в основном это были главные роли, такие, как Анисия во «Власти тьмы» Л. Толстого, Людмила Прокофьевна в «Служебном романе». С этой постановкой мы имели большой успех не только у жителей района, но и в области, где нас буквально забросали цветами. Главные роли сыграла я и в спектаклях «Ситуация», «Если», «Стена», «На рассвете», «Барьер», «Сосна-Красна»». (Из материала статьи Т. Иванниковой «Кем я только не была», газета «Кизильский вестник».)
Одним из патриархов кизильских подмостков, а вернее закулисья, являлся художник Михаил Петрович Решин – автор образного, художественного решения спектаклей, афиш и программок многих театральных сезонов.
* * *
Самодеятельный театр нестабилен в своем развитии. Это свойственно всякому живому, тонко организованному организму, коим является любое творческое образование. Взлеты и падения зависят от множества факторов, и один из них — это творческая личность, лидер, режиссер, который горел бы искусством, сценой, и которому было бы, что сказать и о чем подумать вместе со зрителем. Одним из показателей зрелости режиссера, театра, является его репертуар, уже по одним афишам можно судить о многом. Кизильские афишы разных лет – это показатель высокой культуры и образованности, как коллектива, который ставил спектакли, так и тех, кто на них шел.
Вот наверняка неполный перечень имён режиссеров и пьес, поставленных на сцене Кизильского Дома культуры в разные годы:
1) 1963-1964 гг. А. Першин: «Снежная королева», «Северо-западный Берлин»;
2) 1964-1966 гг. Любовь Грецких: А. Салынский – «Барабанщица»;
3) 1967-1968 гг. В. Незаветин: И. Шура – «Заводские ребята», Л. Устинов – «Город без любви»;
4) 1970 г. В. Маркодеев: «Дед Мороз», Ю. Елисеева – «Вредный витамин» и др.;
5) 1971 г. Татьяна Свионтек: Л.Н. Толстой – «Власть тьмы»;
6) 1971 г. Валерий Захаров: Э. Брагинский, Э. Рязанов – «Служебный роман»;
7) 1972 г. Н. Ленская: «Семья без урода»;
8) 1974 г. Г. Диденко: В. Розов – «Ситуация», «Сказка»;
9) 1974. Т. Фиалковская: И. Эвалд – «Отважное сердце»;
10) 1975-1977 гг. А. Васильев: «Бременские музыканты»;
11) 1979-1981 гг. А. Борисов: Ян Теттер – «Стена», П. Вежинов – «Барьер», С. Алёшин – «Если»;
12) 1985-1994 гг. Валерий Поярков: В. Бурыличев – «Ничегошик», «Белоснежка»; А. Сергеев – «Случай на вокзале», «Премьера»; А. Хайт – «День рождения кота Леопольда»; В. Тендряков – «Расплата»; П. Григорьев – «Ах, этот театр»; С. Алёшин – «Восемнадцатый верблюд»; В. Левашов – «Чмо»; К. Чуковский – «Чудо дерево», «Три поросёнка»; В. Шукшин – «Шутки жизни»; литературная композиция «Ф.Г. Лорка»;
13) 1995-2003гг. Герман Третьяк: литературно-музыкальная композиция «Есенин»; Д. Хармс – «Цирк Шардам»; П. Устинов – «Старомодные чудеса»; Г.Х. Андерсон – «История Кая и Герды»; А. Экзюпери – «Маленький принц»; И. Цунский – «Всё кувырком»; А. Эйкборн – «Невероятный иллюзион Эрни»; Г. Сакс – «Извлечение дураков»; музыкально-поэтическая композиция «Как хорошо на свете без войны»; спектакль по сказкам Пушкина «Жили-были».
Поступательное движение вперёд привело к тому, что театр занял заметное место в культурной жизни области. И, учитывая многолетнюю, далеко не формальную, качественную работу коллектива, в 1961 году ему присудило высокое звание «народного», которое он с гордостью носил до 2005 года.
Однажды, находясь со спектаклем в Кизиле, Магнитогорский театр кукол был так приятно удивлен нашим театром, что в 1974 году взял над ним шефство. И, надо сказать, во многом реально помог коллективу как технически, так и мастер-классами (я до сих пор пользуюсь знаниями, полученными на них).
А своим именем театр обязан режиссёру А. Борисову. В 1979 году на вывеске рядом с Кизильским народным театром юного зрителя впервые появилась надпись – «Лабиринт».
На протяжении всего своего существования «Лабиринт» неоднократно подтверждал звание «народного». Театр приглашали на различные смотры и фестивали. Так, в г. Омске в 1986 году (при режиссёре В.В. Пояркове) он стал дипломантом II Всесоюзного фестиваля народного творчества. О нашем театре писали областные и региональные газеты, о нём говорили на областном телевидении и радио.
* * *
После рассвета обязательно приходит закат. Но в случае с нашим театром периодичность была связана больше с политикой, чем с природой вращения светил. Изменения строя, формации, взглядов, падение духовных ценностей, обращение к материальным благам, потеря нравственности – вот, по большому счёту, причина заблудившегося во времени театра «Лабиринт». Но спустя много лет, пересмотрев и переосмыслив многое, мы снова смогли раскрыть занавес и воскликнуть: «Театр – жив!»
Образовательную деятельность театра переоценить трудно. Возможно, по этой причине возрождение духовного начала взяла на себя Кизильская церковь. Православный театр «Огонёк» воскресной школы Кизильского женского монастыря Святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны уже несколько лет развивается и крепнет. Кто бы мог представить, что этот коллектив поставит полномасштабный спектакль в жанре мюзикл, созданный священником Андреем Гупало по мотивам драмы великого князя Константина Романова «Царь Иудейский», который был воспринят и высоко оценён публикой. А успех он имел потому, что и материал был серьёзный, рассчитанный не на дежурную развлекательную программу, а на умного, развивающегося зрителя.
Вот она – историческая закольцовка событий, вот она – драматургия жизни.
…А «Лабиринт», что называется, канул в Лету. Но даже спустя годы кизильчане старшего поколения с теплотой вспоминают его название, спектакли и людей, творивших на сцене.
Герман ТРЕТЬЯК,
режиссёр.