Максим Адищев – литературный памятник Кизила

Историю родного края можно познать и через судьбу конкретного человека.

Максим Адищев

…Несколько лет назад в Кизильской районной библиотеке состоялась встреча с участниками местного поэтического клуба «Лира». Мы по традиции читали стихи и прозу, коснулись истории родного края, и тогда директор библиотеки Светлана Викторовна Карсакова познакомила нас с уникальным многотомным альманахом «История людей на Южном Урале», состоящим из воспоминаний простых жителей нашего края. Альманах был издан в 2005 году под редакцией известного уральского писателя Рустама Валеева.
В этих мемуарах как в капле воды была отражена история нашей страны: революция, репрессии, Великая Отечественная война. Были показаны также быт и традиции людей, проживающих на Южном Урале. Но самыми интересными для нас стали второй и третий тома альманаха, в которых были опубликованы воспоминания Максима Адищева «А неплохая жизнь!». По сути, это полноценная автобиографическая книга, первая часть которой посвящалась его детству, отрочеству и юности, что прошли на малой родине – в Кизиле. Это подлинное описание жизни станичников первой трети ХХ века, их быта и нравов, устоев и обычаев, взаимоотношений и социальных противоречий. Это картина Гражданской войны, голода и становления новой Страны Советов в Кизиле.

* * *

Так, в главе «Новогодняя ёлка» рассказывается о посещении маленьким Максимом новогоднего праздника в «богатом купеческом доме», возможно, в том, где когда-то проживал купец Гогин.
В главе «Фейерверк» описывается уход белых из станицы и взрыв военного арсенала.
Доселе не известному нам хутору Толстопятова с его мельницей, царящими на ней правилами, её работниками посвящена глава «На молотьбе».
Пережитые ужасы голода и нищеты дотягиваются до читателя из главы «Побираемся».
Беспредел Гражданской войны, описанный в эпизоде «Банда», показывает героизм, но в то же время трагизм и бессмысленность братоубийства. Здесь есть сцена боя, который происходит в самом центре Кизила, на площади, в церкви и на её колокольне. После прочтения этого эпизода проясняется картина с обелиском на территории парка – ты понимаешь, что это не просто памятник, а настоящая братская могила.
О романтической и драматичной истории любви казачьего сына и красавицы цыганки откровенно рассказано в главе «Глера». Да, всё это в Кизиле было: цыгане с их песнями под скрипку, лошади, запряжённые в кибитки, кипевшие страсти…
С момента издания этого ценного альманаха прошло 18 лет. По правилам библиотечной системы он даже подлежит списанию (!), хотя познакомиться с ним успела лишь горстка читателей. Но на моей памяти нет ничего равнозначного этим мемуарам! Разумеется, есть книга М.П. Решина «Казачий край, земля кизильская», есть поэма в стихах Б.В. Безбородова «Песнь о Кизиле», есть статьи и доклады по краеведению других авторов, но эти работы, в лучшем случае, являются пересказом или осмыслением архивного материала человеком современным, его интерпретация. В случае же с Адищевым это рассказ от первого лица, очевидца. Ведь историю, как известно, лучше изучать по мемуарам. Пусть это будут воспоминания людей, имеющих различные взгляды и суждения, но это будет взгляд непосредственных участников тех событий.
Пройдёт ещё с десяток лет, и от этой книги, от имени её автора ни останется и следа, тем более в век тотальной потери интереса к чтению в целом. Не успев осмыслить и оценить находку, мы потеряем её окончательно. А ведь сверхзадача краеведческой работы состоит не только в поисках исторических изысканий и работе с архивами, но и в донесении своих трудов до аудитории, попытке заинтересовать её, привить интерес к истории, к пониманию её процессов.

Отрывок из книги:

«21 августа 1909 года на жатве за рекой Худолаз, что в девяти верстах от станицы Кизильской, в семье яицкого казака Викула Павловича и Евлампии Александровны Адищевых появился третий сын, которого нарекли Максимом. У его отца было два имени. В церковных книгах был записан Викул, а у станичного атамана в книге была запись Николай. Почему была такая путаница, непонятно».

Максим Адищев- 1960 г.

Биография Максима Викуловича Адищева – эта отдельная тема, основу которой составляют его воспоминания и переписка с дочерью Тамарой Максимовной Попугаевой (Адищевой) из г. Новокузнецка Кемеровской области. В селе Кизильском до сих пор живут их родственники.
Отчий дом Максима Викуловича был каменный, постройки и огороды спускались к Уралу. К сожалению, дом снесли, но место, на котором он стоял, легко найти – это пересечение переулка Мостового с улицей Уральной (на углу, слева, если ехать в сторону Поклонной горы).
После смерти старшего брата Ивана Максим приехал из Челябинска в родной Кизил на похороны. И был настолько тронут горем, что во время прощания с братом, по пути от дома до кладбища, получил удар. Максима Викуловича парализовало, он мужественно боролся с недугом, и хотя болезнь не отступала, научился не только по-новому жить, но и творить. Книгу воспоминаний «А неплохая жизнь!», к примеру, он писал левой рукой, предварительно научившись владеть ею.
Жизненное кредо Максима Викуловича – это огромное стремление развиваться и идти вперёд, преодолевая трудности и лишения. Он служил в армии, учился в Челябинском энерготехникуме, работал на строительных объектах Магнитогорска, осмысливал происходящее, чтобы запечатлеть его на бумаге.

* * *

«В январе 1939 года была перепись населения. Мне как сильному и грамотному комсомольцу дали самый тяжёлый участок – бараки на ферросплавном заводе. Я проводил предварительную беседу в одном из бараков. Кругом грязь, вонь, полумрак. Некоторые семейные отгораживали себе шалаш из мешковины, дерюг, рогож. Это были, кажется, спецпереселенцы. Нашёл старосту барака, собрал человек сорок, рассказал им о значении переписи населения, пожурил за грязь. Один мужчина в грязной залатанной рубахе, с лохматой непричёсанной головой говорит мне:
— Вот ты, сынок, нам тут рассказываешь о хорошей красивой жизни нашего народа. Идём со мной, посмотри, как люди-то живут.
Подходит к «комнате», завешанной тряпьём, поднимает нечто вроде двери. Сидит женщина около подвешенной на жёрдочке люльке (зыбке), молчит, а по щекам обильно текут слёзы.
— Вот, сегодня ночью ребёнок замёрз в люльке, а ты нам рассказываешь о хорошей жизни!
Об увиденном в бараке я рассказал на семинаре в райкоме партии. На следующий раз, когда я пришёл в барак, было уже почище. Но холодно.
…Защитили диплом, всё позади – все четыре года. Да! Нелегко досталась учёба в техникуме: и учиться было трудно, и материально тяжело. Часто один раз в неделю кормил себя в столовой, а то обычно по утрам – кружка кипятка и кусок хлеба, круто посыпанный солью, а на обед – сухой кисель. Вечером натощак ложишься спать или бежишь к зятю Алексею Тэрнитэ – знаешь, что чем-нибудь да накормят.
Деньги на выпускной вечер выделили профком и директор Челябинской государственной районной электростанция(ЧГРЭС), а также директор техникума. Создали комиссию, меня назначили председателем. Всего предполагалось вместе с нами 80 человек. Мы взяли 200-литровый бочонок пива, 30 бутылок портвейна, немного белого. Заказали в столовой порционные блюда, чай, а к чаю девчата купили конфет, печенья. В актовом зале составили столы.
Через две недели после защиты диплома мы пошли на ЧГРЭС как молодые специалисты. Троим – Мише Шишкину, Нине Семион и Владимиру Севостьянову – дали свободный диплом. Но на ЧГРЭС, Свердловскую, Березниковскую и Камскую ГРЭС их не взяли, потому что Шишкин оказался сыном офицера царской армии, Нина приехала с родителями с КВЖД, а Севостьянов был сыном священника. Потом они устроились куда-то на маленькие заводские котельные».

/История людей. Выпуск 3.
Челябинск, 2005 год/

Примечание:

Борис Алексеевич Тэрнитэ

«Здравствуйте, Герман! Вообще-то папа Максим Викулович по метрикам и паспорту, его именно так все звали. У его отца, Викула Павловича, было второе имя, Николай, которое по традиции дали при крещении в казачество.
Несколько лет назад Челябинская областная библиотека предоставила мне папину книгу для прочтения. Я была очень рада, так как рукописи отца остались у брата моего Бориса Тэрнитэ, он отдавал рукописи к изданию».
В отрывке из главы «Бригадир Новиков» Максим Адищев упоминает: «Весной 1930 года приехал дядя Н.М Князев, а летом и тётя Ольга с двумя сыновьями-малышами: Александром и Николаем. Приехала на одной лошади и привела корову. Старшие уже самостоятельные: Ваня служил в армии, Пётр учился в Перми, дочка была замужем за землеустроителем Алексеем Тэрнитэ».
…Думал ли автор, что сын этого самого землеустроителя Борис спустя годы посодействует в издании его мемуаров в Челябинском альманахе «История людей»? Думаю, нет.

Герман ТРЕТЬЯК,
краевед, с. Кизильское.

4 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии