К прежним юбилеям Кизила и других сёл в районной газете публиковались воспоминания старожилов о прежнем бытии: как хозяйство вели, что носили, как выглядела деревня в те годы.
Думаем, такие воспоминания было бы интересно перечитать и сегодня, когда многих наших земляков, хранящих картинки из прошлого, уже нет в живых.
В 2003 году, когда Кизил отмечал 260-летний юбилей, в газете была опубликована статья «Считалось – все хорошо жили» (воспоминания Н.Д. Мурзиковой). Как именно жили? Читайте и узнавайте.
В довоенные годы в Кизиле было пять улиц: Уральная, Колхозная, Советская, Ленинская и Красноармейская. По Советской улице (в северной стороне) располагалась тогда скотобаза, где выращивали телят и коров. На месте нынешнего Дома культуры стояла церковь, огромная. Со всех сторон росли сосенки. Помню звон колокола, когда его сбросили с церкви, потом её переделали в зернохранилище; перед войной сломали и построили школу. А на площади перед школой часто проводились ярмарки, куда народ приезжал даже издалека. Там, где сейчас расположен центр социальной защиты, была еще одна площадь – большая, а на ней стояла деревянная трибуна, здесь на праздники проводились игрища.
Застраиваться Кизил начал уже после войны. Жилые постройки были каменные, деревянные, саманные (из плетня) земляночки. Народ в основном был русский. Перед войной привезли 40 семей украинцев, а в войну евреев, так все и перемешались. Ездили тогда на гужевом транспорте: лошадях, быках, верблюдах. Первое кино начали показывать на мельнице. Мы тогда сидели в одной избушке на деревянных лавках и смотрели немое кино; движок работал от воды. На мельнице была небольшая водяная плотина, вот она и вертела колесо. Первая электролампочка загорелась тоже здесь. Михаил Пензин работал тогда в радиоузле, протянул от мельницы провода, и в его избушке загорелась лампочка. Народ шёл и смотрел на свет как на диковинку. Особенно вечером любили в окошки заглядывать. Остальное освещение стали проводить уже после войны.
Отапливались дома в основном кизяком — навозные кучи раскидывали, поливали, мяли, сушили и топили печи; и соломой, так как скотину держали в каждом дворе.
Выращивали тогда пшеницу, ячмень, овёс, рожь, просо и горох. Водопровода еще не было, он начал строиться после войны. Поэтому воду брали только из рек Кизилка и Урал. И для питья, и на полив огородов. А в северной части Кизила было много построено колодцев.
На том месте, где сейчас здание комбината бытового обслуживания, располагалась пожарная часть с высокой вышкой, на которой был колокол. Вместо машин – лошади с бочками и ручкой-качалкой.
Началась война. Почти каждый день на телегах и на подводах до Магнитогорска провожали мужчин и женщин на фронт, а также хороших лошадей в кавалерию. В Кизиле остались одни старики, женщины и дети. В поле в основном работали женщины: на быках и сено косили, и зерновые культуры. Зерноочистительная машина тогда была «Клевитон», которую крутили четверо, а двое засыпали зерно. Бывали такие случаи: лежит на току зерно, надвигаются тучи. Райком комсомола подгонял транспорт к клубу, где танцы шли, всех сажали и везли на ток работать. И никто не сопротивлялся, работали до утра. А такое часто случалось.
На своих дворах люди тоже работали на коровах. Запрягали их как быков, возили дрова, воду, мяли кизяк. В школе совсем запустенье стало. Мужчин-учителей на фронт забрали, а женщины побросали школу – зарплата низкая, вот и искали себе место поближе к продуктам. Учителя вместе с учащимися 8-10 классов ездили на быках по 3-4 человека в Полоцк – в лес дрова пилить. Зимой чернила в чернильницах замерзали, дети сидели в пальто, в головных уборах, а на устных предметах даже в варежках. Чернила разводили из сажи, ручек не было, но были пёрышки, которые привязывали к палочкам. Тетрадей тоже не было, брали ненужные книги и писали между строк. Не было в классе и электричества, одна лишь керосиновая лампа на учительском столе, а у каждого ученика на парте своя компушечка (пузырёк и фитиль) горела. Когда не успевали привезти дров, а в каждом классе отдельно печь стояла, то дети, когда шли в школу, несли с собой кизяк. Классы были большие, до 45 человек. Но один год в Кизиле в 10 классе было 4 человека, и всё равно занимались. Только экзамены ездили сдавать в Агаповку, так как не было в Кизиле трёх учителей с высшим образованием.
Плодовые деревья в Кизиле не сажали, говорили, что они не вырастут. Но появился адвокат Пичугин. Построил дом на горе, в северной стороне райцентра, и посадил у себя смородину, вишню и малину. На него смотрели как на чудака. Но всё выросло и поспело. Постепенно стали и другие осваивать садоводство.
До войны речка Кизилка была полноводной. Весной по ней сплавляли лес для строительства домов. По Советской улице у моста его встречали и баграми вылавливали брёвна. Раньше эта улица была на два квартала короче, и на ней стоял высокий лиственный мост. Насыпь в сторону Магнитогорска, выложенная белым камнем, сохранилась. А когда Кизил начал строиться, то мост оказался не по проекту, и его сломали. Потом, отступив метров 50, построили второй, но насыпь была просто у земли. По ней ходили на гору те, кто там жил. Где-то через год этот мост снесло половодьем. Снова отступили метров 50 вниз по течению и уже поставили с ледоколом. Сейчас этот мост стоит, как пешеходный. Русло Кизилки протекало около домов на Уральной улице, каждое половодье река омывала огороды и дома; тогда его прокопали по другую сторону Крутенькой горки. По переулку, где сельсовет, летом ходил паром; потом левый берег размыло, негде было причаливать. Причал перенесли напротив скотного двора, а потом уже построили мост.
Одежда в то время была простой. Мужчины носили полушубки, а за сеном зимой в тулупах и кафтанах ездили. У женщин были шубы с застёжкой, без ворота. А когда ждали ребёнка, то шили шубу как халат, с запахом: на одну полу клали одеяло, а второй прикрывали, чтобы удобно было нести. Суконное пальто вообще было редкостью. Коек в домах у некоторых не было, поэтому спали, на полатях. Деревянные койки были самодельными, дощатые диваны – тоже. За столом сидели на длинных лавках и самодельных табуретках. Сами делали сани, санки и детские коляски — низенькие на четырех деревянных колесах. На постель стелили кошму, а укрывались шубой. О простынях и пододеяльниках и речи не было. Они появились уже перед войной, если не после нее. Но считалось, что все хорошо жили.
А вот как проводили старинные праздники. Если ребенок родился, так женщины все к роженице шли с большими противнями, на которых лежали пироги с черёмухой, клубникой или вишней. Все несли по пирогу и пили чай, водку не пили. Это называлось «пошли на зубок». Свадьбы несколько дней гуляли. 1-й день (горной) – у жениха, 2-й день (блины) – у невесты, а следующие дни у родственников вся компания гуляет. Называлось «собирают поганые лепёшки». И так почти всю неделю.
Игрушки делали тоже особенно. Горлышко птицы сворачивали колечком, вовнутрь бросали камушек или горошину – погремушка получалась. Женщины на него клубок пряжи наматывали. Ещё и такие делали: животное режут, мочевой пузырь долго катают в золе, он становится тоньше, его надувают воздухом, камешки или горошины кидают и завязывают, высушивают – тоже погремушка получилась. Играли в козонки – мелкие кости животных. А из шерсти с мылом катали (долгий процесс) мячики.
В войну мыло тоже сами делали. Туалетное мыло сбивали из яиц, а хозяйственное варили из мяса и соды. Сами делали и половую краску. Красную глину мыли, сушили, просеивали, потом кипятили постное масло и смешивали всё. Краска очень долго держалась на полу. Гребёнки так делали: краешки – из консервных банок, а зубья – из проволоки, сложенной вдвое.
На площади был радиоузел, а на крыше радио. И вот когда объявили, что война окончена, то кто верил, кто нет. Собралась целая толпа, и все плачут – кто от радости, кто от горя. Поздравляют друг друга с победой.