Прежде, чем отправляться за границу, нужно увидеть красоты родного края.
Даже камни отвернулись
— Был случай – собралась группа, вышли на маршрут, — рассказывала по пути обратно наш экскурсовод Гуля. — А идти – сами видите, тропа хорошая, пара-тройка километров, и ты на месте. Так не поверите – мы заплутали! Дело в том, что в группе была женщина… ну, такая, из скандальных. Всем недовольна: и то ей не так, и это. «Достала» всех, сами туристы ей пригрозили: мол, не уймёшься, мы за себя не ручаемся. А мне пришлось звонить в лагерь, просить, чтобы нас вывели. Потерялись в трёх соснах… Правду говорят, что Каменные чаши пускают к себе не всех. Тем, кто с чёрным сердцем, путь заказан.
И легенда о характере камней лишь одна из многих. Вообще, любая достопримечательность, где бы она ни находилась, обрастает с годами десятками историй. Шлейф тянется из древности. Они либо о любви – несчастной, с расставанием и горестями, либо о золотых кладах, сулящих безбедную жизнь, но не дающихся в руки. К людской чести, стоит признать, первых легенд всё же больше. Например. Давным-давно жили на свете храбрый богатырь и красивая девушка, встретили они друг друга и полюбили. Но родители их были против, так как роды их давно враждовали между собой и не могли допустить союза. Тогда влюблённые прыгнули со скалы, взявшись за руки, или сами обратились в горы, чтобы служить всем, кто на них смотрит, напоминанием о вечности и чувствах… Да, истории в духе Ромео и Джульетты. Но не потому ли о них помнят?
И всё же это маленькое лирическое отступление было не столько про любовь, сколько про легенды. Потому что про Учалинский район Башкирии в целом и село Ахуново в частности их сложено даже больше, чем обычно. И, как ни странно, почти все – про желания.
Вода, которая не портится
Сам район нередко называют местом силы, сравнивая его с Тибетом. И тому есть, как минимум, три причины.
Во-первых, здесь находятся гора Ауштау и святой источник Аулия. Гора необычна тем, что целиком состоит из яшмы – все пути-дороги здесь выстланы полудрагоценными самоцветами, а вазы из аушкульской яшмы украшают парадные лестницы Эрмитажа. Но силу этому месту придаёт не это, а захоронение, в котором покоится праведный странник Аулия, погибший от рук местных жителей. По легенде, в 1258 году по торговому пути сюда пришёл мусульманский проповедник. Люди приняли его за бандита и отрубили голову, а, осознав свою ошибку, с почестями похоронили его на вершине горы. И после этого у подножия Ауштау забил источник, вода в котором исцеляет болезни и не портится годами. Бьёт источник лишь три недели в году – вода появляется обычно в конце мая, и в это время здесь можно увидеть очередь из желающих набрать целебную влагу: люди едут со всей округи и дальних областей, даже из Казахстана. Но если вы приехали не вовремя, и источник уже скрылся в камнях, можно подняться на вершину Ауштау и своими глазами увидеть могилу праведника. А ещё удивиться редчайшим чёрным берёзам, насобирать немало красивой яшмы, полюбоваться чудесным видом на озеро Ауштау и… загадать желание.
Секрет обошёлся дорого
От горы Ауштау до села Ахуново, возле которых располагаются сразу две достопримечательности, окутанные тайной, – 77 километров, или полтора часа на легковом автомобиле. Менгиры мы посетили раньше, весной, но сначала расскажу о чашах, на которых мы побывали в начале сентября. (Кстати, зимой экскурсии не проводят, завтра будет последняя в этом году.)
На объявление с приглашением посетить Каменные чаши – или Чаши желаний, как их называют, – я наткнулась случайно, просматривая новостную ленту «ВК». Дом отдыха «Ахуново» предлагал пешие экскурсии на Чаши с последующим (по желанию) обедом в местной столовой. Цены были демократичные: для взрослого экскурсия стоит 150 рублей, на ребёнка от 5 до 12 лет – 120. К полудню люди собираются на территории базы, проходят инструктаж, вводятся экскурсоводом в атмосферу сказочности и таинственности этих мест. Чтоб, как говорится, «зашло». Иначе какой интерес?
Тропа к Чашам пролегает от детского лагеря «Радуга» до следующего, который называется «Заря». От забора последнего до нужного места ещё с полтора километра пешего хода. Там группе велели расчехлить принесённые с собой ручки и написать на листочках желания – много, сколько угодно. Десять, например, будет отлично… Меня хватило на пять.
Опишу это место. В сосновом лесу Карагайского бора несколько хаотично разбросаны каменные глыбы. В четырёх из них есть круглые, правильной формы, углубления, два небольших и два поглубже, до 30 сантиметров. В двух последних всегда стоит вода: в ней отражаются небо, верхушки сосен, плавают листики и хвоя… Есть легенда, что Чаши, расположенные на восточной стороне, с живой водой, а вот те, что на западе, – с мёртвой, предназначенной для ритуалов погребения и жертвоприношения. И трогать её нельзя. Но наша сопровождающая «страшилок» не рассказывала и смело окунала в Чаши руки, вычищая лишнюю хвою. Мы же смочили бумажки с написанными желаниями и приклеили их влажными к телу – на запястье. Листкам следовало высохнуть, затем их нужно было сложить и носить с собой (допустим, в кошельке), иногда сверяясь, что исполнилось, а что ещё нет.
Интернет подсказывает несколько версий происхождения: одни пишут про Чаши как про «удивительные творения природы», другие, как, например, учёный Р.К. Хайрятдинов, как про «памятники истории золотодобычи конца бронзового – начала раннего железного веков». Вообще-то, писал он не про Ахуново, а про Пласт, где также были найдены каменные углубления, сделанные для добычи золота, но ведь там и расстояния – раз плюнуть, 130 км по прямой.
Однако Гуля подчеркнула: Чаши рукотворные, выдолбили их предки, а уж для каких ритуалов использовали, остаётся загадкой.
Ахуновцы всегда считали это местом силы. Но сведения о Чашах (равно как и о менгирах) ревностно оберегали. Может, не хотели делиться знаниями и силой предков, может, наказ такой был, неизвестно. Сами они всегда жили хорошо, зажиточно, лучше соседей, и это отмечали все, кто был в деревне даже проездом: у всех большие дома, крепкие хозяйственные подстройки, что ни машина у двора, то иномарка. За последние годы 89 процентов местных детей получили высшее образование. Таким показателем даже города не могут похвастать. Хотя дело, может, не в Чашах? Просто ахуновцы почти не пьют и не гнушаются работы. Так, свекровь Гули, по её словам, одной только черники сдавала за сезон на 70 тысяч рублей.
Как бы то ни было, за скрытность свою они поплатились: чтобы секрет «не ушёл налево», свадьбы в деревне играли между своими – местные парни женились на местных девушках. И хотя село большое, за двести пятьдесят лет многие фамильные ветки здесь породнились, кровь перестала обновляться, и генетика «засбоила»: в деревне стали часто рождаться дети-инвалиды. Тогда старейшины деревни и приняли решение открыть свой секрет. И мир узнал про место силы, где исполняются желания.
Мечтайте!.. Они сбываются
Третье, что позволяет Учалинскому району равняться на Тибет, – это Ахуновские менгиры, или «учалинский Стоунхендж», один из старейших памятников истории, археологии и астрономии. Вообще, менгиры – это одиночные вертикально стоящие камни, культовые сооружения, расположенные в определённом порядке. Есть аллея менгиров и на Аркаиме, видели, наверное? Вот и возле Ахуново, всего в километре от деревни, есть небольшая площадка, на которой стоят 13 камней правильной четырёхгранной формы – 10 образуют комплекс, а 3 расположены поодаль. Самый высокий камень достигает полутора метров, второй чуть ниже, остальные много меньше. На сайте «Наш Урал» читаем: «В центре расположен главный камень, самый крупный по сравнению с остальными. В 15 метрах от него расположен второй по размеру камень. Считается, что они появились раньше остальных. Вокруг центрального камня по кругу стоят 8 камней. И чуть дальше ещё 3. Расположенный на севере менгир указывает на гору Услу-тау (666 м высотой). А южный камень лежит на одном меридиане с ещё одним уникальным археологическим памятником – поселением Аркаим». По официальным отчетам учёных, памятник датируется II-III тысячелетием до нашей эры. Предположительно, это был календарь – наши предки наблюдали за тенью, падающей от центрального менгира, и определяли дату и время, а также дни летнего и зимнего солнцестояний. Эзотерики полагают, что главный центральный камень символизирует мужское начало, а второй менгир называют женским. Они располагаются близко друг к другу, словно дополняя и демонстрируя двойственность нашего мира, как инь и ян. Так что нередко сюда приезжают бездетные пары, которые мечтают о первенце… и их мечта сбывается! Была такая девушка и в нашей экскурсионной группе.
Пока готовила материал, наткнулась даже на некую статистику: Ахуновские менгиры попали в рейтинг мест, в которых исполняются желания, и заняли четвёртое место после менгиров из Хакасии, Байкала и Аркаима. Верить этому или нет – личное дело каждого. Но когда дело касается такого зыбкого и призрачного понятия, как мечта, какие могут быть рейтинги?
Альбина БАЙГИЛЬДИНА,
корреспондент, фото автора.