Редакция газеты «Кизильский вестник» продолжает принимать фотографии на конкурс, посвящённый 95-летию района.
Золото Кацбаха
В небольшой книжечке «Легенды и мифы Кацбаха» я собрал интересные истории о легендарном старинном казацком посёлке. Одна из глав называется «Золото Кацбаха». Предлагаю с ней ознакомиться.
… Любовь человека к золоту родом из древнейших времён. Поговаривают, что за ним прилетали инопланетяне на Землю тысячи-тысячи лет назад и прилетают по сей день…
Поиски золота на Урале активно велись в прошлых столетиях, ведутся и сейчас. Одним из сотен золотых приисков, открытых в те времена, стал Александровский, который расположился на землях нашего посёлка. Разрабатывать его продолжили и в советское время. Построили на прииске небольшой посёлок, в который стали заселяться не только кацбахцы, но и жители соседних поселений. В то время это была возможность заработать на жизнь.
Для рабочих прииска в Кацбахе работал специальный магазин, его называли «золотой». В нём они покупали себе продукты и хозяйственные материалы.
«Изыскания» велись кустарно, нелегально и самими жителями Кацбаха, которые рыли в окрестностях ямы в надежде найти крупицы благородного металла. Кому-то, наверное, это удавалось. Слухи ходили разные, но вообще люди старались не особо об этом распространяться, так как в случае чего им бы не миновать тюрьмы.
Чистильщик колодцев
При каждом доме имелся колодец, а порой и не один. Одни водоносные жилы, проходящие под Кацбахом, несли пресную воду, другие – солёную. Поэтому во дворах, друг от друга в нескольких метрах, часто стояло два колодца: один с пресной водой – для питья и готовки пищи, а другой – для скотины.
Колодцы использовались по назначению и время от времени требовали ухода: очистки дна и стенок. Это нужно было делать регулярно, а в случае возникновения проблемы чистить приходилось и внеочерёдно.
Этой работой, связанной с риском для жизни, занимались люди из числа жителей посёлка, имеющие в таком деле сноровку. Одним из таких был глава многодетной семьи Долгановых – Александр. Он спускался на дно глубокого колодца, очищал его дно и стенки, выложенные из плоских камней, а помощники тащили наверх на верёвках вёдра с илом, грязью и песком.
Время было послевоенное. Александр продолжал заниматься своим ремеслом. И небезуспешно: кроме того, что с ним рассчитывались за работу, он находил скрытые ещё с давних времён тайники, сделанные богатыми казаками и хранящие немало ценного. Но однажды ему особенно повезло. Занимаясь очисткой колодца там, где когда-то проживал священник, он обнаружил в нём большой клад церковного золота в виде монет, церковных крестов и венцов. А в скором времени мужчина вместе с семьёй перебрался в город. И хотя у него было много взрослых детей, все они получили образование и работу.
Золотые ворота
Давно это было. Тимофей работал в посёлке на машине. Однажды он решил отвезти зерно на мельницу в Амамбайку, чтобы перемолоть его на муку. Мельница была паровая, работала на дровах. Привозишь дрова – намолотят тебе зерно. Где, думает Тимофей, взять дров? Мука нужна!.. Решил он выдернуть один из столбов старых ворот, которые были установлены ещё в начале века, когда строился дом. Получилось!.. Загрузил зерно, прицепил огромный столб к машине и потащил его через холмы на мельницу.
Уже позже вместо прежнего столба он установил новый – меньшего размера. Шли годы…
Как-то в дом постучали. Тимофей вышел за ворота, чтобы встретить гостя. Это был пожилой мужчина. В дом он не зашёл, они просто присели на лавочку у ворот. Гость рассказал о том, что когда-то его родители и он сам жили в этом доме. Потом спросил, где «родной» столб ворот. Ну, Тимофей и рассказал, как всё было. Гость с досадой воскликнул: «Эх, мужик! В нём столько было золота, что всем бы хватило: и тебе, и мне, и нашим внукам!..»
Оказывается, в столбе была выдолблена ниша, в которую и упрятали золото. Вот за ним и приходил гость от некогда раскулаченного казака. Не повезло!..
А вот кочегару мельницы, по всей вероятности, выпало неожиданное счастье. Рассказывают об этом уже жители Амамбайки, которые сами-то узнали об этой истории позже, а от кого – сейчас уже и не сыщешь. А было так… Как обычно, после рабочего дня на мельнице Василию предстояло выгребать золу из печи. Вдруг вместе с золой упало к его ногам что-то тяжёлое, оказавшееся слитком металла. Василий догадался: это золото!.. Вскоре он собрался и с семьёй покинул деревню в неизвестном направлении.
Клад церковного колодца
Неожиданные находки — крест позолочённый и венец серебряный (головное украшение в церковном обряде венчания)
При церкви Рождества Христова имелся колодец, откуда брали воду для купели при крещении новорождённых и других церковных нужд. Во время становления советской власти в стране шло гонение на верующих, уничтожались храмы и всё, что было связано с верой. Не обошли эти события и наш посёлок.
Вместе с закрытием и осквернением храма эта же участь досталась и колодцу. Воды из него почти не брали, зато бросали камни, палки, металлические предметы. Он стал забываться и вскоре совсем пропал. Даже место, где находился, стёрлось из памяти людей. При этом поговаривали, что в колодце были спрятаны церковные вещи: золото, серебро, золотые монеты, кресты и другая церковная утварь.
Шли годы. Была отреставрирована церковь-старушка. Зазвонили на ней колокола. Потянулись под своды прихожане из окрестных посёлков, как когда-то в былое время. И колодец напомнил о себе: земля на его месте провалилась, и обозначился «вход». Отец Вадим, который служил в это время в церкви, задумал очистить и восстановить церковный колодец…
Откликнулась бригада добровольцев, которая «бродила» по всему Южному Уралу, занимаясь поиском источников с необыкновенными свойствами воды. Заодно они расчищали и восстанавливали колодцы.
В июле 2011 года эти ребята приступили к работам в Кацбахе. Наверх были подняты сотни килограммов камней, металла, земли. Наконец добрались до воды заглушенного родника. В ней обнаружили церковный венец, позолоченный крест, язык колокола – лишь часть того, что было названо и показано жителям села.
Все находки были отправлены на экспертизу в г. Челябинск.
Михаил ЕПАНЕШНИКОВ,
п. Кацбахский.