Вокалистку Ирину Горбунову знают не только в районе, но и в области.
Какие они, люди сцены? Яркие, раскованные, харизматичные. Не все, конечно, ведь можно здорово преображаться. Журналисты, например, тоже не всегда душа компании, любящие поговорить «за жизнь» или поспорить о политике. То же можно сказать и об Ирине Горбуновой – пожалуй, самой титулованной артистке Кизильского района последних двух лет. Яркая ли она по жизни? Да. Раскованная – тоже вполне. Хорошо одевается и выглядит, за словом в карман не лезет, мыслит современно. Без харизмы в такой профессии тоже делать нечего. При этом Ирина долгие годы была домохозяйкой, не думавшей о сцене, и до сих пор остаётся человеком скромным и не завистливым. А ещё в своё время переехала из города в деревню, а не наоборот, как сегодня принято. Единственное, о чём жалеет, – что нет возможности заняться вокалом профессионально. Обо всё этом мы и поговорили с Ириной Сергеевной незадолго до новогодних праздников – самых затяжных, самых щедрых на праздники и выступления артистов. Впрочем, коронавирус и здесь скажет своё весомое слово.
— Ирина, ваши родители тоже пели?
— Нет, родители были далеки от музыки. Мама, Ольга Николаевна, работала по большей части лаборантом, отец, Сергей Михайлович, на калибровочном заводе, затем занялся бизнесом. Младший брат, Михаил, тоже о сцене не помышлял.
Началось с того, что однажды в наш детский сад пришёл педагог из музыкальной школы и после прослушивания сказал, что у меня есть способности. Я летела домой на крыльях. Но мама подошла к делу серьёзно и сказала: если ты начнёшь ходить в «музыкалку», то должна будешь её закончить. Я и закончила – спустя семь лет. Параллельно с этим занималась танцами в левобережном Доме культуры металлургов, была там же солисткой вокального ансамбля. Вообще, в том районе, на гортеатре, в моём детстве было всё для ребятишек: рядом с общеобразовательной школой – музыкальная, тут же недалеко ДК, где работало множество кружков. Развивайся в любом направлении. Но тут начались девяностые, а вместе с ними – раздрай в сфере культуры. Зарплату педагогам стали задерживать, все подались в бизнес, кружковая работа стала хиреть… Словом, на этом моё творческое детство закончилось. После школы я поступила в Магнитогорский технический университет, но на четвёртом курсе прервала образование, поняла, что не моё.
А пела тогда разве что в компаниях, под гитару. Приятели студенческих времён, увидев сейчас в соцсети, что я где-то там участвовала и что-то выиграла, очень удивляются: о, а ты, оказывается, поёшь? Ни разу не слышали (смеётся – ред.).
— Они многое потеряли. А как вы, живя в городе, оказались в Кизильском районе?
— Моя мама родом из совхоза «Уралец», здесь осталась жить бабушка, к которой я ездила на каникулы. Чужой здесь точно не была, знала и местных жителей, и каждую тропинку. Здесь же познакомилась с будущим мужем Виталием, дождалась его с армии. В 2002 году мы поженились и на семейном совете решили – переезжаем в село, где у мужа было своё дело. У нас родилась дочь, затем вторая, я сидела дома, занималась их воспитанием. Пела на семейных праздниках под караоке.
К работе в культуре меня привлекла семья Лящук, которая вернулась на ПМЖ в Гранитный. С их появлением в клубе стали проводить концерты, на одном из них я спела песню Боярского «Ланфрен Ланфра». С тех пор меня стали привлекать на различные мероприятия, смотры художественной самодеятельности, отчётные концерты. Наверное, неплохо спела (смеётся – ред.). Затем в нашем ДК освободилось место художественного руководителя, и меня позвали на работу. Танцевальный коллектив «Акцент» – моё детище, хотя в сельском клубе, конечно, нет строгого разделения обязанностей: ты здесь и жнец, и на дуде игрец, словом, делаешь всё, лишь бы оживить деревню.
— А дочери вам помогают? Пошли ли они по вашим стопам?
— Старшая дочь, Ульяна, поступила в этом году в Челябинский институт культуры (бывшая ЧГАКИ), на факультет театра, кино и телевидения. Она всегда была творческой, занималась в «Акценте», привлекалась ко всем мероприятиям – что в школе, что в клубе. Сейчас, будучи студенткой, осваивается в городе, в новой для себя роли, привыкает к самостоятельности.
Кира учится в шестом классе. Тоже ходит на танцы, занимает призовые места в конкурсах чтецов. Стихи – это её.
Кстати, я снова студентка – поступила вместе с дочерью. На этот раз на факультет социокультурной деятельности при Южно-Уральском институте искусств имени П.И. Чайковского, где я получу заочно среднее специальное образование (это вуз-комплекс, к которому в своё время присоединился Челябинский колледж культуры) по специальности «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений». Увы, сколько я ни узнавала, вокалу заочно не обучают. И это, наверное, правильно. Вот только моя мечта остаётся пока мечтой, хотя шаг в её направлении я сделала. Скоро сессия – представляете?!
— Ирина, ваши самые значимые победы случились в нынешнем году. Значит ли это, что вы достигли вершин мастерства, набрались опыта?
— Опыт, безусловно, приходит – и с годами, и с каждым новым выходом на сцену. Что касается мастерства, я готова учиться и учиться. Теперь по- другому ценю юность, дарованные ей возможности. У тебя масса времени и почти нет обязательств…
29 февраля 2020 года на финале конкурса исполнителей эстрадной песни «Песня не знает границ», который проводился в г. Копейске, я заняла второе место с песнями «Дельтаплан» Валерия Леонтьева и «Тёмная ночь», посвящённой 75-летию Победы. Была очень рада, ведь там были представлены лучшие голоса Челябинской области.
А 4 ноября стала участницей финала телевизионного конкурса «Марафон талантов», исполнив песню из репертуаре Людмилы Гурченко «Молитва». Гала-концерт проходил в Челябинском театре драмы им. Наума Орлова и был организован на очень хорошем уровне, хотя и без зрителей – всё в том же режиме онлайн. Путёвка в финал, когда тебя выбирают из более чем полутысячи артистов самого разного жанра, – тоже, считаю, неплохой результат. В итоге меня пригласили в праздничное музыкальное шоу, которое покажут в новогоднюю ночь на областном телевидении. Сейчас идут переговоры насчёт репертуара.
— Что касается песен – как вы отбираете, что будете исполнять, а что нет? По принципу «что легло на душу»?
— Далеко не всегда. Есть календарный план, когда к каждому празднику ты выбираешь «подходящие» произведения, которые создадут нужный настрой. Например, из репертуара Александры Пахмутовой, приуроченные к Дню Победы и т.д. Но с каждым исполнением ты к ним прикипаешь, проникаешься…
Близко мне творчество Полины Гагариной, Ирины Дубцовой, Виктории Дайнеко – женщин, близких по возрасту, исполнительской манере, темпераменту.
Сложился у нас дуэт с Сергеем Лящук. Вообще, я очень ценю и уважаю кизильских артистов, которые работают и творят, несмотря на условия, отсутствие комфорта, тепла. Очень уважаю и ценю маэстро Сергея Чихачёва и Александра Иванова из Сыртинки, Ларису Филимонову и Ивана Сумарокова из Зингейки, Канашковых из Измайловки, мою подруженьку Ларису Стручаеву из Путь Октября, Елену Григорьеву, с которой сразу сблизились, Наталью Воронину, вообще, всех артистов районного ДК. Жаль, что сейчас, ввиду карантина, мы редко встречаемся.
Очень благодарна жителям района за их поддержку и тёплые слова, комментарии, которые они оставляют под постами о моих успехах на сцене или видеороликами с выступлениями. Желаю всем им здоровья, скорого снятия ограничений и весёлых запоминающихся праздников. Мы, конечно, ещё встретимся!
Подготовила Альбина БАЙГИЛЬДИНА, фото из архива Ирины Горбуновой.