Главная / Новости / Культура /  Жизнь немыслима без красок

Жизнь немыслима без красок

15.10.2014 10:25   просмотров - 4112    Теги: Кизильское

 

Первая встреча

Многие увлекаются рисованием в детские годы, но с возрастом выбирают себе совсем другие профессии. Хотя, где-то в глубине души остается эта увлеченность, если даже в преклонном возрасте, выйдя на пенсию, некоторые начинают заниматься живописью, вышиванием, вязанием и другими художественными занятиями. В нашем районе есть немало таких людей.

 

 Устраивая свои персональные выставки в начале 70-х годов прошлого века, я получал много теплых отзывов о моих картинах и тогда же узнал о своих земляках, которые как и я, увлекались рисованием.

 

Необходима была встреча, общение с такими людьми, и с помощью отдела культуры, в конце марта 1979 года в районном Доме культуры состоялось собрание художников-любителей района. Пришли и приехали 14 человек, в основном это были художники-оформители. Они были заинтересованы в этой встрече: надеялись, что через клуб можно будет свободнее доставать художественные материалы - кисти, краски.

 

Я рассказал о создании районного клуба художников-любителей, пояснил, в чем его достоинства. Такие клубы уже были созданы в нескольких городах России, а о работе Рязанского городского клуба я знал от его руководителей, так как с ними целый месяц был на семинаре самодеятельных художников в городе Горячий Ключ в январе 1976 года.

 

Оказать помощь обещала и методист по ИЗО Челябинского областного Дома народного творчества Нина Михайловна Ворошнина. Она предложила изостудии Правобережного Дворца культуры «Металлург» взять над нами шефство.

 

 

Кроме художников-оформителей на первом собрании присутствовали инструктор райкома КПСС Борис Павлов, начальник пожарной инспекции Николай Мельников, они увлекались чеканкой по металлу.

 

Мы выбрали правление клуба, дав ему название «Абрис». Председателем избрали меня, а заместителем Анатолия Адлера, который работал рекламистом в киносети. Наметили провести первую совместную выставку осенью 1979 года в фойе РДК.

 

Первая выставка

 

Но выставка открылась в конце января 1980 года. В ней приняли участие: Анатолий Адлер, Николай Мельников, Анатолий Никифоренко (работник пожарной охраны), Михаил Старилов (художник-оформитель из поселка Карабулак), Иван Тамгин (учитель Грязнушинской школы), Виктор Лапшин, Александр Чернышов (слесари райсельхозтехники), Иван Чиков (художник-оформитель совхоза «Измайловский) и я (художник ТЮЗа Кизильского РДК).

 

Выставку посетили руководитель народной изостудии города Магнитогорска В.П.Павлов и искусствовед областного управления культуры Н.М.Ворошнина, которые отметили безусловную её ценность и отобрали восемь картин для выставки на московском автозаводе имени Лихачева совместно с Магнитогорской изостудией: «Мужской портрет» Ивана Чикова; «Осенняя элегия», «Русский натюрморт» Михаила Решина; «Грачи прилетели», «Художница» Анатолия Адлера; «Зимние кружева» Виктора Лапшина; «Август» Анатолия Никифоренко; «Мужской портрет» Ивана Тамгина.

 

Это было огромным стимулом к творческому росту – с первой же выставки попасть со своими работами в Москву! Поэтому вторая выставка работ художников-любителей клуба «Абрис», которая открылась в ноябре 1980 года в фойе РДК, была более насыщена картинами, чеканкой по металлу, графическими портретами.

 чиков адлер.jpg

Иван Чиков, Анатолий Адлер, Михаил Попков, Михаил Решин. 1985 г.

 Впервые принял участие в выставке рабочий Александр Клоков с двумя пейзажами. Я называл его стиль «диванизмом», потому что он писал пейзажи, выдумывая их, сидя на диване. Это с моей стороны было шуткой, так как писание этюдов с натуры было под силу не каждому. Даже Михаил Попков, учитель средней школы поселка Путь Октября, просил меня взять с собой на этюды, чтоб посмотреть, как их надо начинать, вести и заканчивать. А у меня в этом плане был богатый опыт.

 

«Абрис» становится известным

 

В январе 1981 года в городе Челябинске открылась областная выставка картин самодеятельных художников, где приняли участие и члены клуба «Абрис»: Анатолий Адлер, Александр Клоков, Виктор Лапшин, Анатолий Никифоренко, Михаил Старилов, Иван Тамгин, Иван Чиков и я. Это был успешный прорыв на областной уровень.

Нас хвалили профессиональные художники, о нас писали в газетах, в том числе в газете «Челябинский рабочий». Но дома, в Кизиле, у нас не было даже места, где можно было бы собираться, хранить картины, оформлять их к выставкам. Отдел культуры был глух к нашим просьбам, считая, что мы ищем себе славу.

  Но мы не унывали, а старались расширить границы выставочной деятельности. В ноябре 1981 года в Магнитогорской картинной галерее открылась выставка картин клуба «Абрис». Пейзажи и натюрморты художников Ивана Тамгина, Анатолия Никифоренко, Михаила Старилова, Анатолия Адлера, Михаила Решина были представлены на суд магнитогорцев. В газете «Магнитогорский рабочий» была опубликована статья искусствоведа Т.Тулюсевой, где рассказывалось о создании и работе клуба «Абрис». А ведь он был первым в Российской Федерации сельским клубом художников-любителей. Даже в городах Чебаркуле и Троицке такие клубы возникли позже.

Конечно, не все члены клуба были активными художниками. Некоторые бросали заниматься живописью, так как в то время трудно было достать художественные краски, кисти, не говоря о грунтованном холсте. Всё это продавалось в художественных салонах, но для профессиональных художников. Да и семейные проблемы, нехватка свободного времени тоже влияли на настрой души художника.

 

Незабываемые семинары

 

  Очень хорошей школой для нас были областные семинары на пленере, которые организовывала неутомимая методист областного Дома народного творчества Нина Михайловна Ворошнина. Летом 1981 года она организовала семинар для художников-любителей области за городом Чебаркуль на турбазе «Крутик». Здесь в лесу стояли небольшие летние домики, где и разместились художники. Столовой не было, пищу готовили на костре. Чебаркульские собратья по кисти привозили нам продукты, а мы целыми днями писали этюды на природе. Из членов нашего клуба смогли поехать только Иван Чиков и я.

 

Руководил семинаром член Союза художников России Владимир Бубнов. Каждый вечер устраивался просмотр написанных за день этюдов. Бубнов по-товарищески указывал на недостатки, хвалил за удачно написанные места. Мы все были очень разными и по возрасту, и по творческой подготовке, но с уважением относились друг к другу. Иван Чиков здесь впервые стал писать пейзажные этюды на небольших по размеру картонках. До этого он писал жанровые картины, портреты.

 

В конце семинара была организована импровизированная выставка этюдов и обсуждение о проделанной работе. Ворошнина пообещала организовывать такие семинары каждый год.

 Крутик 81.jpg

 Владимир Бубнов проводит разбор этюда. «Крутик». 1981 год.

 Семинары проводились в самых живописных местах горно-заводской зоны нашей области: на озере Зюраткуль Саткинского района, на базе отдыха «Синегорье» возле села Катавка, на озере Кременкуль, на базе отдыха «Красный камень» на озере Увильды, в городе Аше. Был семинар в Магнитогорске, организованный членами изостудии. Мы все получили пропуска на Магнитогорский комбинат, где и писали этюды, даже в мартеновском цехе.

 

 На эти семинары приглашались по одному человеку от клуба или изостудии, но от нас ездили по два – три человека, так как считали нас самыми активными участниками. Мы с семинара привозили по десять – пятнадцать этюдов, выполненных за пять дней. (Семинар считался недельным, но один день был днем заезда и устройства, а седьмой день – сборы и отъезд).

 

Признание в Москве

 

В 1985 году должна была состояться Всероссийская выставка произведений народных мастеров в Москве. В январе 1985 года прошла областная выставка работ самодеятельных художников в городе Челябинске в выставочном зале Союза художников России.

 

От нашего клуба приняли участие Анатолий Адлер, Иван Чиков и я.

 

Выставка была посвящена 40-летию Победы над фашистской Германией, но не все картины были посвящены войне. Я выставил «Автопортрет» и «Одна. Портрет матери», Анатолий Адлер - графический портрет «Вдова», Иван Чиков - «Во имя мира» (портрет отца, участника Великой Отечественной войны).

в бабкино.jpg

 Река Миасс. Справа стоит М. Попков, сидит А. Адлер.

 

Эти же картины участвовали и на Всероссийской выставке в Москве, которая открылась в апреле 1985 года. К нашему удивлению картины получили высокие оценки, и мы удостоились Дипломов 1 степени, а Ивану Чикову пришло Благодарственное письмо от Союза художников России.

 

Художники приходят и уходят

 

Клуб «Абрис» проводил ежегодные отчетные выставки, хотя участники в них постоянно менялись. Так, один раз выставил свою картину «Мой дом» Александр Черных, который после этого ни разу больше не выставлялся.

 


хребин.jpgНо появился интересный самобытный художник Вячеслав Хребин. Он стал активно участвовать во всех наших выставках с 1987 года. Юрист по образованию, работал в органах внутренних дел, потом в КБО юрисконсультантом, позднее занялся гравировкой надписей на могильных мраморных плитах. К сожалению, он преждевременно, трагично ушел из жизни, оставив как лебединую песню картину «Казак в дозоре», которая находится в краеведческом музее. Там же находится еще одна его картина «Лесная сказка».

 

 

 

 

 

 

 

    

ломаев.jpg

Яркий след оставил в нашей памяти Виктор Ломаев, который работал фотографом в КБО. Его картины были с каким-то трагическим надрывом, с изломанными формами.

Видимо, была на то какая – то причина.

В краеведческом музее сохранилась одна из его картин «Возвращение».

Потом он уехал в город Ижевск, там стал участвовать в городских выставках художников-любителей. Мы с ним долгое время переписывались, но встретиться больше не пришлось. Он стал писать реалистичные пейзажи, в основном городские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Среди тех, кто только однажды участвовал в наших выставках, но позднее стал известным автором карикатур – Максим Смагин. В 1989 году он выставил несколько своих работ.

 

portrait.jpg

Лариса Балханова выставляла свои акварели, когда работала учителем в поселке Обручевка. Даже участвовала с нами в областной выставке произведений самодеятельных художников в 1987 году. Сейчас она живет в городе Челябинске, занимается керамикой, участвует в выставках профессиональных художников. Она окончила заочное отделение художественно-графического факультета Магнитогорского педагогического института.

 

  В поселке Карабулак всем известен художник Михаил Старилов. Земляки им гордятся. А начинал он выставлять свои первые картины в 1980 году. Как и большинство наших художников-оформителей, он искал новые формы, приемы в своей работе. Это привело и к желанию писать пейзажи.

 

  По моему совету он поступил учиться в заочный университет искусств имени Н.К.Крупской в Москве на факультет рисунка и живописи. Кроме живописи еще он увлекался чеканкой по металлу. Михаил участвовал с нами на выставках до 1989 года.

 

 

 

Еще одним интересным художником был Анатолий Никифоренко. Писал он на небольших холстах, которые сам грунтовал.

 

Писал всегда с натуры. Изготовил самодельный этюдник и ездил на мопеде в поисках красивых мест. Потом увлекся созданием своей пчелиной пасеки. Купил для этого даже небольшой домик на улице Колхозной. Забросил живопись, но вскоре умер в больнице от рака.

 

 

попковм.jpg

 Михаил Попков впервые принял участие в выставке клуба «Абрис» в 1985 году. Он уже учился на заочном отделении художественно-графического факультета Магнитогорского педагогического института и принес рисунки на листе ватмана: «Портрет бабушки», «Портрет матери». Это были прекрасные графические работы. И только спустя два года он стал выставлять живопись. В Путьоктябрьской средней школе он вел изостудию, где занимались ученики, увлеченные изобразительным искусством.

 

В мае 1994 года в двух залах районного краеведческого музея открылась его первая персональная выставка совместно с лучшими работами своих учеников. Она состояла из живописных  пейзажей. Было видно, как выросло его мастерство, и как много он трудится. Позднее Михаил Георгиевич не стал участвовать в выставках клуба «Абрис», а стал продавать свои картины в городе Магнитогорске и даже в Москве, с помощью своего сына, который жил и учился там.

 

 

 

 

Новое время – новое поколение

 

Настали новые времена. И выставки организовывать стало все труднее. Теперь художники старались писать картины на продажу, так как все художественные материалы быстро росли в цене, а зарплата оставалась низкой. Иван Чиков получил патент на занятие живописью как предпринимательской деятельностью и теперь мог свободно возить картины на продажу в Магнитогорск, в Сибай и другие города.

 

 Но всё-таки ежегодно клуб «Абрис» устраивал отчетные выставки.  К нам потянулись и новые художники-любители – Герман Третьяк, Татьяна Иванникова.  На выставке в марте 1996 года появилась серия карикатур - «Из жизни спичек», выполненных тушью и пером режиссером Германом Третьяком. Годом раньше начала выставлять свои рисунки литсотрудник районной газеты «Кизильский вестник» Татьяна Иванникова. Ее лошади. изображенные в разных ракурсах и позах, пользовались у зрителей особенной популярностью.

 

Приехавшие после окончания Магнитогорского педагогического института супруги Евгений и Роза Савиновы вдохнули новую жизнь в выставочную деятельность клуба «Абрис». 

савиновы.jpg

 Михаил Решин, Роза и Евгений Савиновы. 2000 г.

 

 Впервые они участвовали в выставке, посвященной 20-ти летию клуба «Абрис» в 1999 году. Это были их студенческие работы: этюды, аппликации.

 

На следующих выставках было уже много местных пейзажей, натюрмортов (особенно с цветами). Эти выставки как-то подтолкнули Розу Савинову к активной творческой работе. Она много стала писать не только пейзажей, но и портретов, жанровых картин.

 

С 2005 года  Роза Фаритовна уже участвует в выставках профессиональных художников, а в 2010 году была принята в члены Союза художников России. Теперь она - профессиональный живописец, но все же участвует и в выставках клуба «Абрис».

 

Верность кисти и «Абрису»

 

Хочется немного рассказать о творчестве постоянного участника всех выставок кизильских художников – Иване Чикове. Это действительно художник-самоучка, т.е. не учился художественному мастерству ни в изостудии, ни в училище, ни в институте. Он окончил только двухгодичные заочные курсы художников-оформителей в городе Челябинске.

 

  Даже первые его портреты поразили меня своим мастерством в их цветовом решении, в сходстве. Ему тогда было 32 года, возраст уже приличный для начинающего художника. Но Иван Кузьмич так увлекся живописью, что старался всему и от всех учиться. Хотя за все 35 лет творчества он сохранил свою манеру письма, не поддался никаким художественным течениям, направлениям. Он художник - реалист. Его картины сразу узнаваемы и пользуются большим спросом у почитателей его таланта.

P4220014.JPG

 Иван Чиков в своей мастерской. Поселок Измайловский. 2013 г.

 Мы втроем (Иван Чиков, Михаил Попков и я) семь лет подряд ездили на недельные этюды в поселок Зюраткуль, который расположен на берегу красивого высокогорного озера Зюраткуль. Возил на своём «Москвиче» Иван Кузьмич. Прекрасная была пора! За пять дней мы успевали написать по 20-25 этюдов. С раннего утра до позднего вечера мы работали на пленере. Некоторые из этих этюдов, которые сохранились, а не были проданы, вдохновляют до сих пор на написание картин с видом на озеро Зюраткуль.

 

  В 2008 году Ивану Чикову исполнилось 60 лет, и в выставочном зале краеведческого музея прошла его обширная персональная выставка, отразившая весь творческий путь художника…

 

*   *   *

  Я рассказал лишь о тех художниках-любителях, которые входили в клуб «Абрис», но есть еще народные мастера, которые не участвовали с нами, а работали самостоятельно.

 

 Районному клубу художников-любителей в этом году исполнилось 35 лет, и в выставочном зале музея прошла очередная отчетная выставка. Жаль, что посетителей было мало, хотя работала она три месяца.  Будут ли еще выставки участников клуба? Трудно ответить. Время покажет.

М. РЕШИН.

 с. Кизильское. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кизильское Кизильский район Челябинская область Полиция Дети Район Праздники Дубровский ГИБДД Закон
Яндекс.Метрика